JEWISH CHANNEL INSTITUTE -
ПО ВОЛНАМ ЕВРЕЙСКОЙ ПАМЯТИ - ПУТЬ К СЕБЕ
על גלי הזיכרון היהודי - הדרך אל עצמך
אויף די כוואליעס פון יידישן זכרון - דער וועג צו זיך
Три Волны еврейских погромов в царской России
I Волна погромов: 1881-1884
II Волна погромов: 1903-1906
III Волна погромов: 1919-1923
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПОГРОМОВ В УКРАИНЕ
В Гражданскую войну произошли сотни погромов, произведённых петлюровцами, отрядами и войсками так называемых зелёных атаманов, переходивших из лагеря в лагерь (Д. Зелёный, Н. Григорьев и другие; так, чернобыльский атаман И. Струк устраивал еврейские погромы, последовательно находясь со своим отрядом в Армии Украинской народной республики, Красной, Добровольческой и снова Армии УНР), красноармейцами, белогвардейцами. Прокламация армии Колчака призывала русский народ «гнать… вон из России жидовскую комиссарскую сволочь, которая разорила Россию». Исследователь Пученков сделал вывод, что на Украине погромы были в первую очередь порождены анархией, царившей в то время в этом крае, и проходили чаще всего при молчаливом одобрении, а иногда и при активном участии местного нееврейского населения. Некоторые вожди Белого движения осуждали погромы, опасаясь снижения дисциплины в войсках и реакции в зарубежных странах, откуда им поступала помощь, — о чём свидетельствуют приказы, написанные лично генералами Деникиным, Драгомировым, Май-Маевским, Бредовым и другими. Однако эти меры, как пишет Деникин, лишь локализовали еврейские погромы, однако не устраняли их окончательно. На Харьковском совещании членов партии кадетов, проходившего с 3 по 6 ноября 1919 г. уже после произведённых добровольцами массовых погромов, ответственность за погромы была возложена на большевиков, а точнее на деятельность чрезвычаек, послуживших главным источником для антисемитизма, что по сути перекладывало вину за погромы на самих евреев. В резолюции совещания, в частности, говорилось: Сознательные и руководящие круги еврейства должны объявить беспощадную войну тем элементам еврейства, которые, активно участвуя в большевистском движении, творят преступное и злое дело.… Русское еврейство должно понять, что вне безусловного и безоговорочного признания и поддержки национальной диктатуры и Добровольческой Армии, воссоздающих русскую государственность, нет спасения, и что только твердый правопорядок, который стремится установить национальная власть, обеспечит надежную защиту всем гражданам без различия национальностей и веры. Украинская Народная Республика (УНР) провозгласила независимость от России в 1918 году, и солдаты, служившие в армии УНР, воевавшей против большевиков, устраивали погромы.
Просмотреть всё
Александрия
Александрия
В августе — сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).
Абазовка
Абазовка
Это случилось перед Песахом, 2 нисана 5679[5] года. Петлюровские войска, «красные фуражки», сражались в Чечельнике с советской армией. Там они потерпели полное поражение и были вынуждены отступить. Во время своего бегства они задержались в Корытном. Петлюровцам не было известно о существовании еврейского поселка поблизости от этого села, но хулиганы из Корытного нашли для этого подходящее время, и повели петлюровцев в поселок…
Первой жертвой стал молодой Элимелех Мильштейн, подросток пятнадцати лет. Он был убит на дороге, когда попытался спрятаться в доме знакомого ему крестьянина. После своего прихода в поселок, петлюровцы вместе с молодыми жителями села ворвались в дом богача Бриля Цацкина, шестидесяти лет, и убили его, а также его внука, Авраама Цацкина, ученика торговой школы, семнадцати лет. Во втором доме они убили женщину, Уди Немировскую, сорока пяти лет, и двух ее детей: мальчика пяти лет и девочку четырех лет. В третьем доме был убит Авраам Собельман, пятидесяти пяти лет. Эти семь жертв пали в тот день от рук убийц, в остальных домах они уже никого не нашли. Все успели убежать и спасти свои жизни. Если бы не это, то наверняка бы не осталось ни одного выжившего из всех евреев поселка. Убийства совершались с ужасной жестокостью. Несколько девушек попали в руки громил, они были изнасилованы, и своей честью купили себе жизнь, но их жизнь принадлежала их мучителям. В течение пяти дней валялись трупы там, где были убиты, и не были преданы земле. Только после того как петлюровцы отступили перед советской армией и оставили этот район, евреи вернулись в свои дома и занялись погребением убитых.
Аккерман (Белгород-Днестровский)
Аккерман (Белгород-Днестровский)
В 1865 году в Аккермане “на светлые праздники” также произошел один из первых в Российской Империи еврейский погром.
Погромы были спровоцированы греческими торговцами. И хотя, как это часто бывало, толчком к погрому послужили религиозно-политические события (евреев обвинили в причастности к убийству греческого православного патриарха Григория V в Константинополе в 1821г.), истинные корни и цели погрома были экономические. Греки видели в еврейских торговцах сильных конкурентов, с которыми можно было расправиться во время погромов. В часов 8 явился председатель комитета безопасности Леон Асвадуров и член Катков, уполномоченные заявить то, о чем они обсуждали. Дума после некоторых колебаний решила допустить их к заседанию. … Управы просилось разрешение думы разрешить огласить письмо из Одессы г.Зангерова, в котором говорилось, что полиция во главе с Нейдгардом подстрекала толпу на «жидов». Толпа с портретом двинулась к еврейским жилищам. Войска бездействуют, все больницы переполнены, масса студентов убито и ранено, на улицах масса убитых, богатые еврейские лавки разгромлены...
ПОИМЁННЫЙ СПИСОК ЖЕРТВ В ПОГРОМАХ В УКРАИНЕ
Просмотреть всё
Белая Церковь
Бейц Иосиф
Убит
Белая Церковь
Каган Аврум-Моше
Убит
Белая Церковь
Капелицкий
Убит
Белая Церковь
Клигман Ицик
Убит
Белая Церковь
Колтун с женой
Убит
Белая Церковь
Комаровский (отец и сын)
Убит
Белая Церковь
Мирополь
Убит
Белая Церковь
Омханинский
Убит
Белая Церковь
Райгородский Арон
Убит
Бобровица
Арон
Убит
Просмотреть всё
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПОГРОМОВ В БЕЛОРУССИИ
Наиболее кровавые и разрушительные погромы происходили в годы гражданской войны (1918–21) на Украине, а также в отдельных населенных пунктах России и Белоруссии. По различным оценкам, погибло от 70 тыс. до 180–200 тыс. евреев; около 300 тыс. детей остались сиротами; более чем в 700 городах, местечках и деревнях вся или почти вся еврейская собственность была разграблена или уничтожена. Столь широкие масштабы убийств и разрушений, а также тот факт, что во многих местах погромщикам (петлюровцам, белогвардейцам) в течение длительного времени принадлежала вся полнота власти, сближают погромы периода гражданской войны с нацистским геноцидом. Особый характер этих погромов был подчеркнут в меморандуме еврейских общин, представленном генералу А. Деникину: «Во всех местах... произошло и сейчас происходит более или менее окончательное уничтожение еврейского населения».. В Погромы в Беларуси во время гражданской войны в России являются всплеск насилия, прокатившаяся через Белоруссию и специально ориентированные еврейское население страны. Эти погромы , которые имели место во время Гражданской войны в России и Советско-Польской войны с 1918 по 1922 год, произошли после двух предыдущих волн погромов: погромов 1880-х годов, последовавших за убийством царя Александра II, и погромов 1905 и 1907 годов, последовавших за ним. Русская революция 1905 года . Все западные регионы Российской Империи ( Зона проживания) пострадали от погромов: Украина, Белоруссия, западные области России. Доля погромов, произошедших в Беларуси в период с 1918 по 1922 год, составила бы только 14% от общего количества погромов в те же периоды в основных местах сосредоточения евреев в Российской империи, против 78% на Украине и 8%. в россии. Число жертв в Беларуси достигнет 25 тысяч убитых (против 125 тысяч в Украине). Современники погромов 1918-1922 годов быстро поняли, что у них были гораздо более сложные мотивы, чем у погромов 1880 года или 1905-1907 годов. Поэтому руководители организаций, партий и еврейских общин позаботились о том, чтобы допросить жертв и записать собранные свидетельства. Эти показания потерпевших были дополнены показаниями различных органов власти, которые отмечали те же события. Все это представляет собой один из самых первых успешных устных исторических проектов по проблеме этнического насилия. Часть хранится в ГАРФ: Государственный архив Российской Федерации. Некоторые документы, собранные российским историком Ильей Чериковером , также хранятся в Нью-Йорке в рамках YIVO . Впоследствии изучение Катастрофы затмило изучение погромов. Лишь с 2000 года интерес к этой теме растет. Погромы 1918-1922 годов были беспрецедентными в современной европейской истории до Шоа: по размеру территории, на которой они имели место, по количеству жертв и участников погромов, по разнообразию форм насилия, по их идеологической мотивации. . В тоталитарной системе , Ханна Арендт подчеркивает характеристики насилия нового типа появились в xx - го века: массовый характер, идеологические, новые технологии убийство. С этой точки зрения, погромы 1918-1922 годы представляют собой переходный этап между формами насилия в конце xix - го века и начала xx - го века. Насилие осуществляется в погромах гражданской войны в России не соответствует Ханна Арендт модель тоталитарного насилия, но их исследование может восстановить «недостающее звено» в эволюции этнического насилия в xx - м веке. Одной из основных характеристик погромов 1918-1922 годов является тот факт, что они распространились далеко за пределы традиционных областей антиеврейского насилия 1880-х и 1905-1907 годов. Предыдущие погромы были краткими, ограниченными по времени вспышками насилия. В 1918-1922 годах они превратились в сплошную и перманентную беду. Как описывает их Илья Чериковер , тогда это «погромное движение»: воюющие стороны считают всех евреев «вредителями, которых нужно истребить» , « переносчиками большевизма », которые рискуют поработить их как нации (балтийские, польские, украинские…): поэтому необходимо «очистить землю» от их присутствия. В период 1918-1922 годов в Беларуси можно выделить три основные волны погромов: первый во время польской оккупации 1919-1920 годов во время русско-польской войны; второй - «эпидемия» грабежей и убийств, совершаемых в основном одним из отрядов, называемых «банды»; третий - это «вакханалия погромщиков» в декабрь 1920 г. и в начале 1921 г. В эти годы Беларусь держалась в стороне от крупных военных конфликтов между «красными» ( большевиками ), «белыми» ( царизмом ) и « черными » ( анархистами ), которые раздирали соседние Россию и Украину. Ставки в Беларуси были политико-территориальными, натравливая большевистскую Россию, Польшу, Литву и националистическую Украину друг против друга . На подконтрольных ей территориях Красная Армия не участвовала в погромах, но она давила на белорусских крестьян таким количеством поборов, что голод заставил их совершать «продовольственные погромы». Одним из основных отличий погромами конца xix - го века были сосредоточены в городах, в том , что в те годы 1918-1922 были разработаны в сельской местности. Вторую волну грабежей и массовых убийств можно отнести к таким бандам, как «банда Балаховича», также называемая Булак-Балахович, банда Савинкова, банда Галака. Злоупотребления и насилие, совершенные в Беларуси в 1918-1922 годах, также имеют характерные черты в соответствии с "волной", в течение которой они имели место: Во время наступления, а затем отступления польской армии в 1920 году это было прежде всего разграбление еврейского имущества, уничтожение их домов огнем. Число жертв остается низким, за некоторыми исключениями. Цель состоит в том, чтобы терроризировать еврейское население, предотвратить любую реакцию, которая помешает им поддержать Красную Армию, и проводить перед ней «политику выжженной земли» . Такие погромы имели место, в частности, в Витебске (29 апреля 1918 г.), в Лиде (г.5 апреля и 16 апреля 1919 г.), в Бобруйском районе (в июле-Август 1920 г.), и во время Пинской резни (в г.Апрель 1919 г.). Вторая волна погромов, произошедшая осенью 1920 года, была основной работой банды Булака Балаховича и сопровождалась многочисленными убийствами и изнасилованиями. Такие погромы имели место, в частности, в различных селах Мозырского района . Третья волна, в конце 1920 - начале 1921 года, была осуществлена голодающими крестьянами, которых в целом больше интересовало разграбление продуктов питания, чем убийства евреев. Израильский историк Леонид Смиловицкий указывает, что в 1921 году в Беларуси погромы произошли в 177 различных местах, где проживали 7316 семей (то есть 29 270 жителей). Число пострадавших семей составило 1 748 человек, из них 1700 убитых, 150 раненых и 1250 изнасилованных женщин и девочек. Погромы 1918-1920 годов по-прежнему характеризуются большим количеством участников массового насилия. По свидетельствам пострадавших видно, что они прекрасно знали о погромных наклонностях того или иного подразделения, той или иной банды, того или иного командира полка, но предпочли воспользоваться возможностью похитить имущество. . Особенно боялись отряды Булака Балаховича. Систематическая следственная работа в Беларуси началась, в 1919 году, и под давлением международного сообщества. На Парижской мирной конференции (1919 г.) была принята резолюция, призывающая провести расследование погромов в польских районах Беларуси (расследование невозможно на территории, находящейся под контролем большевиков, чей статут № '' не был ясен. потому что между 1919 и 1922 годами советские власти заявляли, что «не могут собирать информацию о погромах Беларуси, которая провозгласила свою независимость» ). В польской Беларуси созданы разные управления для помощи потерпевшим и сбора следственных документов. Американская комиссия под председательством сенатора Моргентау была отправлена в Польшу из13 июля в 13 сентября 1919 г.. В частности, она побывала в Пинске , Лиде и Львове , затем в Польше, теперь в Беларуси (первые две) и украинской (во Львове). За ней последовала британская делегация: Комиссия Самуэля из г.18 сентября в 6 декабря 1919 г..
Просмотреть всё
Наименование пункта
Описание погрома
Жлобин
Жлобинский район был полностью оккупирован немецкими войсками в августе 1941 года, и оккупация продлилась более трёх лет — до июля 1944 года. Нацисты включили Жлобинский район в состав территории, административно отнесённой к зоне армейского тыла группы армий «Центр». Комендатуры — полевые (фельдкомендатуры) и местные (ортскомендатуры) — обладали всей полнотой власти в районе.
Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.
Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов[4].
Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в условиях гетто вплоть до полного уничтожения, используя на тяжёлых и грязных принудительных работах, от чего многие узники умерли от непосильных нагрузок в условиях постоянного голода и отсутствия медицинской помощи.
За время оккупации практически все евреи Жлобинского района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали впоследствии в партизанских отрядах[Жлобинский район был полностью оккупирован немецкими войсками в августе 1941 года, и оккупация продлилась более трёх лет — до июля 1944 года. Нацисты включили Жлобинский район в состав территории, административно отнесённой к зоне армейского тыла группы армий «Центр». Комендатуры — полевые (фельдкомендатуры) и местные (ортскомендатуры) — обладали всей полнотой власти в районе[4].
Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.
Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов.
Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в условиях гетто вплоть до полного уничтожения, используя на тяжелых и грязных принудительных работах, от чего многие узники умерли от непосильных нагрузок в условиях постоянного голода и отсутствия медицинской помощи.
За время оккупации практически все евреи Жлобинского района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали впоследствии в партизанских отрядах
Азарычы
Всего в Озаричах жертвами геноцида евреев стали около 300 человек. Опубликованы их неполные списки.
В 1995 году на старом еврейском кладбище был установлен памятник с надписью на белорусском языке и на иврите: «Тут пахаваны дарагія сэрцу браты-яўрэі, святыя ахвяры, што загінулі ад рук фашысцкіх катаў у 1941—1942 гг. Ад жыхароў пас. Азарычы. Май 1995».
Акцябрский район
Арцёмава
Бабруйск
В Бобруйском уезде поляки сожгли около 2000 ярдов, при этом скот и мертвый инвентарь, переживший пожар, а также все самое ценное имущество было вывезено. Есть 47 убитых. В Уречье поляки сожгли все здания. В Глуске поляки сожгли 85 магазинов, а также много домов и навесов, а имущество и скот были вывезены. В тех случаях, когда имущество не могло быть вывезено, оно тут же уничтожается на месте. Если по какой-то причине было невозможно забрать скот, солдаты привязали его к стойлам в сараях и сараях, и, таким образом, скот погиб вместе с здание. Часто в огне гибли люди, поскольку те, кто не успел заранее спастись из горящих домов и зданий и спрятаться в уединенном месте, уже не освобождали польских солдат под угрозой расстрела. Таким образом, многие люди, которые боялись перестрелять польских солдат, были сожжены заживо.
Поджог, как указано, занимал видное место в польских погромах. Они были изготовлены довольно открыто и организованно с использованием различных технических устройств. в виде зажигательных снарядов и т. д. Чаще всего весь дом заливали керосином или покрывали соломой и освещали. Солдаты пожарной охраны под угрозой расстрела не позволили потушить пожар.
Следует отметить, что нееврейское население обычно не было затронуто поляками, их имущество не было разграблено, а дома не подожжены.
Летом 1919 года, в день Йом Кипур, появилась эскадра польских уланов, которая вошла в синагогу и начала насмехаться над верующими, особенно над старыми. Они изгнали стариков в полном молитвенном облачении из синагоги и заставили их подметать улицы, а затем заставили их танцевать, и их бороды были отрезаны. Девочек и женщин заставляли чистить картошку и жарить кур и гусей, украденных у еврейского населения. Все молодые люди были вынуждены на принудительных работах перевозить сено для своих лошадей в течение пяти миль. Такое издевательство над национальным и человеческим достоинством еврейского населения было обычным делом при правлении польского дворянства.
Бабынічы
Багданаўка
Балаши, Застенок
Балотавічы
Барановичи
Просмотреть всё
ПОИМЁННЫЙ СПИСОК ЖЕРТВ В ПОГРОМАХ В БЕЛОРУССИИ
Просмотреть всё
Наименование пункта
Описание погрома
Витебск
Межинский
Разграбленный магазин
Витебск
Мунис (братья)
Разграбленный магазин
Витебск
Розенгольц
Разграбленный магазин
Волосовичи
Пинский Евсей
Убитые жена и дочь
Волосовичи
Пинская Песя
Убит
Просмотреть всё