JEWISH CHANNEL INSTITUTE -
ПО ВОЛНАМ ЕВРЕЙСКОЙ ПАМЯТИ - ПУТЬ К СЕБЕ
על גלי הזיכרון היהודי - הדרך אל עצמך
אויף די כוואליעס פון יידישן זכרון - דער וועג צו זיך
НАША ЦЕЛЬ
Тысячелетняя история трагедии и величия нашего народа обязывает нас поддерживать связь с корнями.
Несмотря на постоянные гонения, физическое разрушение и моральное унижение наших людей, мы выжили, мы здесь и сейчас.
Но, если мы не будем сохранять и поддерживать память народа, то наш народ может не сохраниться следующие четыре тысячи лет.
Наша миссия - всячески сохранять историческую и
культурную память народа
ШМА ИСРАЭЛЬ
Невозможно объяснить выживание народа, чьи долгие дни протекли в нескончаемом изгнании, не воздав должное истории его памяти. Эта история обделена вниманием, её ещё
предстоит написать.
Всем нам хорошо известно, что еврейский народ существуют на протяжении нескольких тысячелетий, невзирая на все гонения, невзгоды, и даже неоднократные попытки его полного уничтожения. Более того, он существует практически всюду. Наверное, нет ни одной страны, или, по крайней мере их очень мало, где бы ни жили евреи. Как друзья евреев, так и их враги признают уникальный характер еврейства, его огромное влияние на окружающий мир в религиозной, идеологической, интеллектуальной и духовной областях, явно не соответствующее незначительной численности самих евреев. По всему этому можно утверждать, что человечество в целом на протяжении значительного отрезка своего существования не смогло обойтись без евреев. Отсюда следует, что евреи представляют собой глобальное явление, явление планетарного масштаба. Маяковский как-то сказал: «Если на небе появляются звезды, значит это кому-то нужно». Если евреи, несмотря ни на что, существуют и существуют практически на всем отрезке разумной истории человечества, значит это тоже кому-то необходимо. Этот кто-то и есть все человечество. Без такой надобности евреи давно исчезли бы с лица земли. Вот эту необходимость евреев я и хочу показать, вернее, даже доказать. И доказать со всеми вытекающими отсюда следствиями.
Явление, о котором идет речь, не является случайным, такого масштаба явление не может быть случайным. Оно является вполне закономерным. Наш мир устроен весьма рационально, мы всегда удивляемся тому, насколько в природе все разумно организовано. Эта организация обусловлена целым рядом действующих в природе законов. Это законы физические, химические, биологические, экономические и социальные. Возникновение феномена евреев вследствие действия этих законов я и хочу показать.
Народ Израиля был первым народом, осмыслившим решающее значение истории. Тем самым он открыл новый взгляд на мир. Основные положения нового мировоззрения были в конечном итоге усвоены также христианством и исламом. Небеса, по словам псалмопевца, призваны возглашать «славу Господню», но Его воля и промысл отражаются в истории человечества. Эта новая концепция не была философским открытием, не проистекала из природы еврейской религии. Она выросла на почве интуитивного и революционного в своей новизне понимания Бога и приобрела утонченность по мере накопления исторического опыта, переживаемого сынами Израиля с особенной глубиной. Каков бы ни был его источник, результат подобного переворота виден невооруженным глазом: место решающей встречи между человеком и Богом было внезапно перенесено из царства природы в сферу исторического бытия. Отныне и впредь эта ситуация воспринималась как задача, поставленная Богом перед человеком, и как ответ, который человек дает на вызов, брошенный Богом. Языческие войны, которые боги ведут с силами хаоса или между собой, уступили место иной, куда более пронзительной драме: парадоксальной борьбе между божественной и человеческой волей, между желанием всемогущего Творца и изделием Его рук, наделенным Им свободой воли. Эта диалектическая борьба между послушанием и бунтом движет драму истории. Эпоха сотворения мира, пора грез и архетипических прообразов, запечатлена в Танахе только в рассказе о Ган Эдене — безвозвратно утраченном рае. С изгнания Адама и Евы из рая началась история, с этого момента историческое время обрело реальность и возвращение сделалось невозможным. Путь назад пресекло огненное лезвие «вращающегося меча», страж утраченного рая. Древнейший еврейский взгляд на это событие различает в нем смысл: с тех пор как человек помимо своей воли был заброшен в историю, он принял на себя иго исторического существования вместе с грузом страданий, заключенных в нем. Постепенно, шаг за шагом, человек пришел к осознанию того, что Бог открывается в череде времен и событий. Не обновление мифических архетипов составляет главное содержание древних праздников и ритуалов Израиля. Эти праздники не стремятся свести на нет историческое время. Прошлое, к которому они обращены, — не мифическая заря мира, не золотой век. Это историческое прошлое, вместившее великие события, которые определили судьбу Израиля. В религии Торы невозможно вообразить даже попытку бегства от истории. Она открыта навстречу истории, насквозь пропитана и до краев полна ею. История и вера Израиля невозможны одна без другой. Значение истории в глазах древнего Израиля чрезвычайно велико. Пожалуй, самое драматичное и непреложное свидетельство этого состоит в том, что даже Бог в Своем величии и славе известен лишь постольку, поскольку Его откровение вписано в историю. С того момента, как Моше послан к рабам в Египет с вестью об их освобождении, Всевышний не называется больше Владыкой неба и земли, но — Богом отцов, т. е. Богом истории: «Ступай, собери старейшин Израиля и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Ицхака и Яакова, и сказал: Я вспомнил и увидел вас...» (Шмот, 3:17). Обратившись к народу, предстоящему у горы Синай, Всевышний не открывает Свою сущность ни в одном другом титуле или имени, кроме: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Шмот, 20:2). И этого оказалось достаточно, ибо в данном случае, как и в других подобных, народ Израиля узрел своего Бога в Его исторических деяниях. С тех пор историческая память стала решающим фактором сначала религии, а затем и самого существования народа Израиля. Только в иудаизме, и ни в какой иной религии, обязанность «помнить» понимается как религиозная заповедь, относящаяся ко всему народу. Веление «помнить» пронизывает весь Танах, но особенно явственно звучит в пафосе Второзакония (Дварим) и книгах пророков: