JEWISH CHANNEL INSTITUTE -
ПО ВОЛНАМ ЕВРЕЙСКОЙ ПАМЯТИ - ПУТЬ К СЕБЕ
על גלי הזיכרון היהודי - הדרך אל עצמך
אויף די כוואליעס פון יידישן זכרון - דער וועג צו זיך
Философия
Еврейская философия представляет собой комплекс философских идей, выраженных еврейскими мыслителями и основанных на интерпретации основных принципов иудаизма. Хотя содержательная сторона тех проблем, которые ставил перед собой тот или иной еврей-философ, могла существенно различаться в разные исторические периоды, для еврейской философии в целом характерны общие черты, связанные со спецификой данной религиозной традиции.
Прежде всего, эта специфика связана с существующим в иудаизме особым отношением к Торе как священному тексту, непосредственно дарованному Богом всему еврейскому народу в акте откровения на Горе Синай. Тора понимается как абсолютная истина, адресованная каждому еврею, а потому еврей-философ, исследующий истинную природу вещей, универсальные принципы, т.е. первопричины и начала всего сущего, ставит вопросы и ищет их разрешение всегда в системе координат, Торой заданной, зачастую предлагая при этом достаточно радикальные ее истолкования.
Для еврейской философии во все времена характерно признание абсолютного Первоначала, единого и неизменного, принципиальное отделение Творца от всего сотворенного. Творение мира, вне зависимости от его характера (творение из ничего, из предсуществующей первоматерии или же посредством эманации), всегда понимается как волевой акт Творца. Более того, Воля Бога часто гипостазируется и понимается как первое Его проявление, при помощи которого осуществляется творение. Онтологическая и космологическая проблематика занимает в еврейской мысли подчиненное место по сравнению с этической и всегда тесно с ней взаимосвязана. Существенным моментом является признание и постоянное утверждение свободы воли человека. Наконец, важнейшим принципом всей еврейской религиозной традиции является понимание заповедей как связующего элемента между трансцендентным Началом и каждым иудеем, а также всем Народом Израиля как единым организмом.
Раввин Авраам Ицхак Кук (1865, Грива, (ныне Даугавпилс) — 1935, Иерусалим) — раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание Государства Израиль является началом мессианского избавления. Занимал должности раввина Яффo (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и стал первым главным ашкеназским раввином Страны Израиля. Родители происходили из семьи раввинов. Его отец, раввин Шломо-Залман, выпускник Воложинской иешивы происходил из семьи митнагдим, мать Злата-Перла из семьи любавичских хасидов. Ещё в детстве юный Авраам-Ицхак проявил выдающиеся способности, в 9 лет отец забрал его из хедера, так как тот перерос всех учителей, и занялся его обучением сам. К 11 годам Авраам-Ицхак написал свою первую книгу — комментарии к Псалмам (Теилим). В 13 лет он переехал в Люцин к дяде своей матери, раввину Элиэзеру Дон-Ихье, занимался у него и у раввина Якова Рабиновича. В 1880 году Авраам-Ицхак вернулся в Гриву, где учился у своего отца и Реувена Халеви — раввина Двинска (Даугавпилса). В 1883 году в Сморгони он продолжил учение у раввина Хаима-Авраама Шапиро. В 1884—1888 гг. продолжил по рекомендации будущего тестя учёбу в иешиве Воложин, центральной иешиве литовского еврейства у раввина Нафтали-Цви-Иехуды Берлина, сторонника религиозного сионизма. Последний и дал Аврааму-Ицхаку звание раввина (смиха). В иешиве преподавал также Йосеф-Дов Соловейчик (Бейт Алеви), бывший убеждённым противником всех форм сионизма. Там рав Кук вплотную столкнулся с идеями Хаскалы и светского сионизма. Рав Кук отличался любовью к языку иврит, и уже там писал на нём стихи. Кроме того, он написал успешный биографический очерк о главе иешивы Воложина Н. Ц. Й. Берлине. В 1891 году рав Кук издал в Варшаве первое большое сочинение по галахе (еврейскому религиозному закону). Это была книга о выполнении заповеди Тфилин (филактерии) под названием «Хаваш пе’эр» («Покрывающий голову красой»). У самого рава Кука было три пары тфилин в подарок от тестя: по РаШИ, по Рабейну Таму и ещё одна пара малого размера, чтобы носить постоянно. После этой книги Кук взялся за сочинение «Эйн Айя» («Око Авраама Ицхака») — комментарий к Аггадот (талмудическом преданиям). Там же рав Кук написал свою первую статью по каббале, содержание которой увидел во сне, который счёл пророческим. Помимо того, он изучал каббалу с разными другими авторитетами, такими как Шломо Эльяшив («Опал, агат и аметист» (из наперсника), деда Й. Ш. Эльяшива.
Бенеди́кт Спино́за (при рождении Бару́х Спино́за, 1632, Амстердам — 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. За свободомыслие был отлучён от еврейской общины (1656); жил уединённо, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге. Видел в математике (геометрии) идеал науки; все положения его системы изложены more geometrico, из аксиом и определений делаются выводы.
Бахья ибн Паку́да 1050, Сарагоса, Испания — ок. 1120) — средневековый раввин, философ и поэт, автор книги Ховот Алевавот. В своей философской концепции Ибн Пакуда близок к неоплатонизму. Вместе с тем, он во многом опирается на труд Саадии Гаона «Книга о верованиях и религиозных мнениях». Некоторые религиозные авторитеты (например, Виленский Гаон) критиковали Ибн Пакуда за попытку доказать основы иудаизма с помощью философских положений, которые могут быть неверно восприняты рядовыми учащимися. В особенности эта критика относится к первой главе книги Ховот ха-левавот.
Раввин Авраам Ицхак Кук (1865, Грива, (ныне Даугавпилс) — 1935, Иерусалим) — раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание Государства Израиль является началом мессианского избавления. Занимал должности раввина Яффo (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и стал первым главным ашкеназским раввином Страны Израиля. Родители происходили из семьи раввинов. Его отец, раввин Шломо-Залман, выпускник Воложинской иешивы происходил из семьи митнагдим, мать Злата-Перла из семьи любавичских хасидов. Ещё в детстве юный Авраам-Ицхак проявил выдающиеся способности, в 9 лет отец забрал его из хедера, так как тот перерос всех учителей, и занялся его обучением сам. К 11 годам Авраам-Ицхак написал свою первую книгу — комментарии к Псалмам (Теилим). В 13 лет он переехал в Люцин к дяде своей матери, раввину Элиэзеру Дон-Ихье, занимался у него и у раввина Якова Рабиновича. В 1880 году Авраам-Ицхак вернулся в Гриву, где учился у своего отца и Реувена Халеви — раввина Двинска (Даугавпилса). В 1883 году в Сморгони он продолжил учение у раввина Хаима-Авраама Шапиро. В 1884—1888 гг. продолжил по рекомендации будущего тестя учёбу в иешиве Воложин, центральной иешиве литовского еврейства у раввина Нафтали-Цви-Иехуды Берлина, сторонника религиозного сионизма. Последний и дал Аврааму-Ицхаку звание раввина (смиха). В иешиве преподавал также Йосеф-Дов Соловейчик (Бейт Алеви), бывший убеждённым противником всех форм сионизма. Там рав Кук вплотную столкнулся с идеями Хаскалы и светского сионизма. Рав Кук отличался любовью к языку иврит, и уже там писал на нём стихи. Кроме того, он написал успешный биографический очерк о главе иешивы Воложина Н. Ц. Й. Берлине. В 1891 году рав Кук издал в Варшаве первое большое сочинение по галахе (еврейскому религиозному закону). Это была книга о выполнении заповеди Тфилин (филактерии) под названием «Хаваш пе’эр» («Покрывающий голову красой»). У самого рава Кука было три пары тфилин в подарок от тестя: по РаШИ, по Рабейну Таму и ещё одна пара малого размера, чтобы носить постоянно. После этой книги Кук взялся за сочинение «Эйн Айя» («Око Авраама Ицхака») — комментарий к Аггадот (талмудическом преданиям). Там же рав Кук написал свою первую статью по каббале, содержание которой увидел во сне, который счёл пророческим. Помимо того, он изучал каббалу с разными другими авторитетами, такими как Шломо Эльяшив («Опал, агат и аметист» (из наперсника), деда Й. Ш. Эльяшива.
Математика
Математические представления евреев в библейскую эпоху ограничивались элементарными сведениями о весах и мерах. Однако упоминание в Библии больших чисел — тысяча (элеф), десять тысяч (ревава) и др. свидетельствует об относительно развитой возможности счета.
Исключительно словесное наименование чисел в Библии говорит об отсутствии цифровой системы их обозначения (уже существовавшей тогда в Вавилоне). Счет ведется по десятеричной системе (например, эсер — 10, эсрим — 20; меа — 100, матаим — 200 и т. д.), хотя единицы мер и весов, видимо, заимствованные, основаны чаще на шестиричной и двенадцатиричной системах. Числа свыше тысячи встречаются в Библии главным образом в связи с подсчетом еврейского населения (см. демография) и расходами царя Давида на подготовку к строительству Храма, когда дважды упоминается миллион — элеф алафим (буквально `тысяча тысяч`; I Хр. 21:5; 22:14). Неизмеримо большие количества обозначались выражениями ке-хол ха-ям (`как песок морской`) или ке-хохвей ха-шамаим (`как звезд на небе`; Быт. 22:17; 41:49). Абстрактных чисел евреи той эпохи не знали, все используемые в Библии числа связаны с исчислением конкретных вещей — людей, денег и т. д. Это относится к дробным числам, из которых здесь упоминаются 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6 и 1/10 (например, Исх. 16:36), и к применению лишь к конкретным ситуациям уже известных тогда четырех арифметических действий (например, Быт. 18:28; Чис. 3:39, 50).
Как и у большинства других древних народов, геометрические представления евреев библейской эпохи также базировались исключительно на практическом опыте и конкретных материальных потребностях — таких как продажа земельных участков, строительство жилых домов, а также на потребностях культа и т. д. (о единицах измерения длины, площади, объема и т. д. см. веса и меры). Даже число π — сравнительно сложное геометрическое понятие, выражающее отношение длины окружности к диаметру, стало, по-видимому, известно евреям лишь в связи со строительством Храма, где впервые возникла необходимость рассчитывать площадь круглых плоских поверхностей, и с измерением так называемого «Соломонова моря» (I Ц. 7:23–26; II Хр. 4:2–5).
Исраэль Роберт Джон А́уман (также О́манн или Ауманн (1930, Франкфурт-на-Майне) — израильский математик, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года «За расширение понимания проблем конфликта и кооперации с помощью анализа в рамках теории игр». Родился в Германии в еврейской семье. Ауман возглавлял Общество теории игр, а в начале 1990-х годов являлся президентом Израильского союза математиков. Он занимался теорией игр и её приложениями около сорока лет. Теория игр — это наука о поиске оптимального выбора из возможных действий в рамках оговоренных условий, она изучает, как различные соперничающие группы — бизнесмены или любые другие сообщества — могут получить оптимальный результат. Ауман специализировался на повторяющихся играх, анализируя изменение стратегии, если целью является не разовый приз в единичной игре, а оптимизация на многоразовую (длительную) перспективу.
Серге́й Ната́нович Бернште́йн (1880, Одесса, Российская империя — 1968, Москва, СССР) — советский математик, С. Н. Бернштейн получил своё математическое образование в Париже. Два сезона он провёл в Геттингене. Его учителями были Пикар, Гильберт и Адамар. Его диссертация 1904 года была посвящена решению 19-й проблемы Гильберта. Им найдены условия аналитичности решений уравнений второго порядка эллиптических и параболических типов; развиты новые методы решения граничных задач для нелинейных уравнений эллиптического типа; совместно с учениками создана новая ветвь теории функций — конструктивная теория функций. Теперь их называют полиномами Бернштейна.
Карл Гу́став Я́коб Яко́би (1804, Потсдам — 1851, Берлин) — немецкий математик и механик. Родился в семье еврея-банкира Шимона Якоби. Мать, Рахель Леман, была домохозяйкой Внёс огромный вклад в комплексный анализ, линейную алгебру, динамику и другие разделы математики и механики. Время своего пребывания в университете Якоби стал посвящать изучению языков, философии и изучению классических произведений Эйлера, Лагранжа и Лапласа. В 1825 году он написал и защитил докторскую диссертацию о разложении рациональных функций на простейшие дроби. Вскоре начал чтение лекций в Берлинском университете в качестве приват-доцента (по дифференциальной геометрии), где показал незаурядный преподавательский талант и обратил на себя внимание в учёной среде. Член Берлинской академии наук (1836), иностранный член Лондонского королевского общества (1833), член Парижской академии наук (корреспондент с 1830; иностранный член с 1846), иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук (1830, с 1833 года — её почётный член[7]), член Венской (1848) и член-корреспондент Мадридской академии (1848). Уже в первых своих работах Якоби проявил необычайный талант, соединённый с необыкновенным трудолюбием. В том же 1827 году он начал свои исследования по теории эллиптических функций. Наряду с Абелем Якоби считается создателем этого раздела математики. После значительного числа работ по различным вопросам, относящимся к этим функциям, в 1829 году он опубликовал фундаментальную монографию «Новые основания эллиптических функций». Здесь и в последующих работах он глубоко разработал те. В вариационном исчислении Якоби исследовал вторую вариацию (1837) и получил достаточные условия экстремума, позже обобщённые Вейерштрассом (условия Якоби). В области теории чисел им была составлена таблица индексов для всех простых чисел до 1000 (1839 год). Занимаясь изучением фигур равновесия вращающейся жидкости, Якоби показал, что при определённых условиях ими могут быть не только эллипсоиды вращения, исследованные ещё Маклореном, но и трёхосные эллипсоиды общего вида, получившие название эллипсоиды Якоби. В работе «О функциональных детерминантах» (1841) Якоби открыл и исследовал функциональные определители, называемые теперь якобианами.
Исраэль Роберт Джон А́уман (также О́манн или Ауманн (1930, Франкфурт-на-Майне) — израильский математик, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года «За расширение понимания проблем конфликта и кооперации с помощью анализа в рамках теории игр». Родился в Германии в еврейской семье. Ауман возглавлял Общество теории игр, а в начале 1990-х годов являлся президентом Израильского союза математиков. Он занимался теорией игр и её приложениями около сорока лет. Теория игр — это наука о поиске оптимального выбора из возможных действий в рамках оговоренных условий, она изучает, как различные соперничающие группы — бизнесмены или любые другие сообщества — могут получить оптимальный результат. Ауман специализировался на повторяющихся играх, анализируя изменение стратегии, если целью является не разовый приз в единичной игре, а оптимизация на многоразовую (длительную) перспективу.
Физика/Астрономия/Астрофизика
Физика подтверждает тайны Торы, Тора помогает понять физику.
Эта работа тесно связана со всеми предыдущими, в которых я пыталась доказать, что отстаивать право Израиля на существование надо с Торой в руках. Сейчас для доказательств этого я привлекаю науку, которой привыкло поклоняться современное общество. Между законами современной физики и законами духовных миров существует глубокая связь, которая помогает понять философские проблемы физики, а физика подтверждает тайны Торы. Эта связь подтверждает единство Вселенной и Существование Всевышнего и Его Торы.
Знакомы ли вам переводные картинки, которыми мы пользовались в детстве? Пленка, закрывающая их, осторожно снималась пальцем, смоченным в воде. И вскоре перед вами открывалась яркая четкая картинка, от которой исходила особая радость открытия нового. Я вспомнила о них, когда стала рассматривать аналогию между законами физики и законами духовных миров. Многие аспекты еврейского учения стали восприниматься привычно, а вместе с ними стала обнаруживаться их связь с законами современной физики. Баал-Шем-Тов писал: «В каждой еврейской букве есть миры, и души, и Всевышний. Они восходят, и соединяются и объединяются друг с другом, и получается слово».
Еврейская буква предстала как образ источника духовной энергии, который по Каббале участвует вместе с Творцом в создании Вселенной и всех ее творений, поддерживая потом их Существование. Особая роль священных еврейских книг стала ясна в свете духовной энергии еврейских букв, которыми написаны, а лучше сказать заполнены эти источники духовных знаний. Стало ясно, почему иврит называют Языком Всевышнего или Святым Языком, а также, почему многие препятствовали переходу к разговорному ивриту, а также многое еще...
Источник особой духовной энергии, энергетический интеллект, элементарная структура, как только не называют эти буквы, которые предстают перед нами, как живые сущности, каждая со своими характеристиками. Живые буквы создали Живую Тору, наполненную духовной энергией или Божественным Светом, как его часто именуют. Не удивительно, что Тора содержит несколько слоев информации, которые раскрываются в зависимости от духовных свойств читающего, о чем известно из Каббалы.
Карл Шва́рцшильд (1873, Франкфурт-на-Майне, Королевство Пруссия - 1916, Потсдам, Королевство Пруссия) — немецкий астроном и физик, директор Астрофизической Карл Шварцшильд, родившийся во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье (отец: Мозес Мартин Шварцшильд, мать: Генриетта Сабел), был старшим из шести детей[4].обсерватории в Потсдаме (1909—1914), академик Прусской академии наук (1912). Отец германо-американского астрофизика Мартина Шварцшильда. Шварцшильд, одна из ключевых фигур начального этапа развития теоретической астрофизики, отличался широтой научных интересов — оставил заметный след в фотографической фотометрии, теории звёздных атмосфер, общей теории относительности и старой квантовой механике. Его именем, помимо всего прочего, названо открытое им первое и до сих пор наиболее важное точное решение уравнений Эйнштейна, предсказывающее существование чёрных дыр — решение Шварцшильда. Уже в возрасте 16 лет, будучи гимназистом, Шварцшильд опубликовал две небольшие статьи об определении орбит планет и двойных звёзд[4]. Получив аттестат зрелости с отличием, в 1891—1893 годах изучал астрономию в Страсбургском университете. Затем в 1893 году Карл перешёл в Мюнхенский университет и окончил его в 1896 году с большим отличием, получив учёную степень доктора (тема диссертации: «К теории Пуанкаре фигур равновесия во вращающихся однородных жидких массах», научный руководитель — Хуго фон Зеелигер). В 1900 году, задолго до появления общей теории относительности, Шварцшильд исследовал возможность того, что пространство является неевклидовым, получив нижнее ограничение на радиус кривизны пространства 4 млн а.е. для случая эллиптической геометрии и 100 млн а.е. — для гиперболической геометрии. В это время он также исследовал движение пылевых частиц в хвостах комет под действием лучевого давления и вывел из наблюдений размеры этих частиц. Широта охвата тем физики, математики и астрономии в его работах привела к тому, что Эддингтон сравнивал Шварцшильда с Пуанкаре, только более практической направленности.
Альбе́рт Эйнште́йн (1879, Ульм, Королевство Вюртемберг, Германская империя — 1955, Принстон, США) — американский, немецкий и швейцарский физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, философ науки и общественный деятель-гуманист, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. Его теория относительности изменила основания физики, заменив классическую механику и закон всемирного тяготения Ньютона. Персона XX века по версии журнала Time. Жил в Германии (1879—1895, 1914—1933), Швейцарии (1895—1914), и с 1933 года до конца жизни — в США. Из Германии с приходом к власти нацистов был вынужден эмигрировать, и после публичного отказа от гражданства Германии (весной 1933 года) 24 марта 1934 года был его лишён. Гражданин США с 1940 года. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области философии и истории науки, публицистики и других. Он разработал несколько фундаментальных физических теорий: Специальная теория относительности (1905). В её рамках — закон взаимосвязи массы и энергии. Общая теория относительности (1907—1916). Квантовая теория фотоэффекта. Квантовая теория теплоёмкости. Квантовая статистика Бозе — Эйнштейна. Статистическая теория броуновского движения, заложившая основы теории флуктуаций. Теория индуцированного излучения. Теория рассеяния света на термодинамических флуктуациях в среде. Он также предсказал гравитационные волны и «квантовую телепортацию», предсказал и измерил гиромагнитный эффект Эйнштейна — де Хааза. С 1933 года работал над проблемами космологии и единой теории поля. Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.
Матве́й Петро́вич Бронште́йн (1906 — 1938) — советский физик-теоретик. Доктор физико-математических наук, профессор. Родился в Виннице в семье врача Петра Осиповича (Пейсаха-Шмуля Иоселевича) Бронштейна. Будучи ещё студентом опубликовал несколько работ по теоретической физике, одна из которых, содержавшая решение задачи Шварцшильда о температуре поверхности звёзд, была напечатана в 1929 году в немецком научном издании Zeitschrift für Physik (соотношение Хопфа — Бронштейна). Вклад Бронштейна в создание квантовой теории гравитации и популяризацию науки высоко оценивали физики и литераторы. В ночь на 1 августа 1937 сотрудники НКВД пришли с ордером на его арест в ленинградскую квартиру. Арестован 6 августа 1937 года в Киеве, в доме родителей, и перевезён в Ленинград. Включён в расстрельный список «Ленинградская область» от 3 февраля 1938 года, утверждённый подписями Сталина, Ворошилова, Молотова, Кагановича. Существует версия (например, по воспоминаниям Лидии Чуковской о связи ареста с отказом Бронштейна корректировать готовившуюся к изданию книгу «Изобретатели радиотелеграфа»[12], в которой он вразрез с официально принятой точкой зрения писал о практически одновременном изобретении радиотелеграфа А. С. Поповым и Г. Маркони (эта версия изложена, в частности, в перестроечном переиздании повестей Бронштейна в 80-м выпуске библиотечки «Квант»), но документальных подтверждений ей не обнаружено. 18 февраля 1938 приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР под председательством Матулевича к расстрелу по статье 58 пункты 8, 11 УК РСФСР, расстрелян в тот же день. Все обращения К. И. Чуковского, а также Л. Д. Ландау, С. Я. Маршака лично к Сталину остались без реакции. Предположительно захоронен на Левашовской пустоши, где Лидия Чуковская в 1990-е годы установила памятник. Реабилитирован посмертно 9 мая 1957 года.
Карл Шва́рцшильд (1873, Франкфурт-на-Майне, Королевство Пруссия - 1916, Потсдам, Королевство Пруссия) — немецкий астроном и физик, директор Астрофизической Карл Шварцшильд, родившийся во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье (отец: Мозес Мартин Шварцшильд, мать: Генриетта Сабел), был старшим из шести детей[4].обсерватории в Потсдаме (1909—1914), академик Прусской академии наук (1912). Отец германо-американского астрофизика Мартина Шварцшильда. Шварцшильд, одна из ключевых фигур начального этапа развития теоретической астрофизики, отличался широтой научных интересов — оставил заметный след в фотографической фотометрии, теории звёздных атмосфер, общей теории относительности и старой квантовой механике. Его именем, помимо всего прочего, названо открытое им первое и до сих пор наиболее важное точное решение уравнений Эйнштейна, предсказывающее существование чёрных дыр — решение Шварцшильда. Уже в возрасте 16 лет, будучи гимназистом, Шварцшильд опубликовал две небольшие статьи об определении орбит планет и двойных звёзд[4]. Получив аттестат зрелости с отличием, в 1891—1893 годах изучал астрономию в Страсбургском университете. Затем в 1893 году Карл перешёл в Мюнхенский университет и окончил его в 1896 году с большим отличием, получив учёную степень доктора (тема диссертации: «К теории Пуанкаре фигур равновесия во вращающихся однородных жидких массах», научный руководитель — Хуго фон Зеелигер). В 1900 году, задолго до появления общей теории относительности, Шварцшильд исследовал возможность того, что пространство является неевклидовым, получив нижнее ограничение на радиус кривизны пространства 4 млн а.е. для случая эллиптической геометрии и 100 млн а.е. — для гиперболической геометрии. В это время он также исследовал движение пылевых частиц в хвостах комет под действием лучевого давления и вывел из наблюдений размеры этих частиц. Широта охвата тем физики, математики и астрономии в его работах привела к тому, что Эддингтон сравнивал Шварцшильда с Пуанкаре, только более практической направленности.
Химия/Биохимия
В становлении химии как науки (см., например, физика) евреи в силу их социального и культурного статуса до эпохи эмансипации практически не принимали участия.
Имеются многочисленные, хотя далеко не всегда достоверные свидетельства причастности евреев к алхимии, которая являлась, однако, не только предшественницей современной науки химии, но и своеобразным явлением культуры, включавшим, наряду с некоторыми научными элементами, элементы искусства, поэзии, мистики и магии. Ссылки во многих алхимических сочинениях (например, Зосимы, греческого автора 3–4 вв.) на Адама, Авраама, Моисея, библейских патриархов, пророков, царей и мудрецов древности как посвященных во все сокровенные тайны бытия, философского камня, эликсира жизни и т. д. в истории науки принято объяснять верой алхимиков в сверхъестественное происхождение и мистический характер их знания. Некоторые экспериментальные достижения алхимиков сохраняют значение и в современной химии, например, химические приборы, изобретенные женщиной-алхимиком Марией-Еврейкой (1 в. н. э.). Важнейшим из этих приборов является печь, в которой отделялись летучие вещества за счет сублимации («печь Марии»). Мария-Еврейка изобрела также водяные и песчаные бани, которые по сей день используются в химических лабораториях. Ей, по-видимому, принадлежит и первое упоминание о соляной кислоте.
Адольф Либен (1836, Вена — 1914, Вена) — австрийский химик. Адольф Либен происходил из известной еврейской семьи. Его отец Игнац Либен — купец и банкир, мать — Элиза Левингер . Имя отца Адольфа носит Премия Либена, так называемая «австрийская Нобелевская премия». Племянник Адольфа Либена — физик Роберт фон Либен. Адольф Либен являлся одним из пионеров-исследователей в области органической химии, применявшим прежде всего синтетические методы. Он открыл названную в его честь иодоформную реакцию и основал в Австрии направление органической химии, базирующееся на теории атомных связей. Либен изучал состав и синтез алкоголей, альдегидов, кислот и углеводородов, а также конденсацией альдегидов в альдоли. Вместе с химиком Людвигом Барт цу Бартенау основал журнал Monatshefte für Chemie. Самым известным учеником Либена является Карл Ауэр фон Вельсбах.
Фридрих Кристиан Аккум (1769, Бюккебург — 1838, Берлин) — немецкий химик, наиболее важными достижениями которого были разработка светильного газа, попытки борьбы с опасными пищевыми добавками и популяризация химии как науки среди широких слоёв населения. Большая часть публикаций Аккума были написаны на английском языке. Стиль их написания делал их доступными для чтения людьми, далекими от науки. Эти работы дали толчок многим научным открытиям, которые стали решающими в популяризации химии в то время. В 1820 году Аккум опубликовал «Трактат о фальсификации пищевых продуктов», в котором он протестовал против использования химических добавок в продуктах питания. В этой революционной работе впервые был поднят вопрос о контроле безопасности продуктов питания. Аккум стал первым, кто стал работать над этой проблемой и донёс свои идеи до широкой общественности. Его книга, вызывающая массу споров в то время, нашла своего читателя и хорошо продавалась. Однако идеи, высказанные в книге, угрожали устоявшимся технологиям пищевой промышленности, тем самым делая Аккума врагом лондонских производителей продуктов питания. Аккум покинул Англию после поданного против него судебного иска. Остаток жизни Аккум работал преподавателем в промышленном институте Берлина.
Приват-доцент в берлинском университете по химии с 1904 г., в 1906 г. получил звание экстраординарного профессора, профессор (1916); в 1938 эмигрировал, работал в Иерусалиме и Нью-Йорке. Член-корреспондент РАН c 03.01.1925 по отделению физико-математических наук (разряд физических наук (химия)). Основные труды по обмену углеводов, брожению, ферментам. Открыл ряд ферментов (пируватдекарбоксилазу, b-глюкуронидазу и др.), а также промежуточный продукт обмена углеводов — фруктозо-6-фосфат (эфир Нейберга).
Адольф Либен (1836, Вена — 1914, Вена) — австрийский химик. Адольф Либен происходил из известной еврейской семьи. Его отец Игнац Либен — купец и банкир, мать — Элиза Левингер . Имя отца Адольфа носит Премия Либена, так называемая «австрийская Нобелевская премия». Племянник Адольфа Либена — физик Роберт фон Либен. Адольф Либен являлся одним из пионеров-исследователей в области органической химии, применявшим прежде всего синтетические методы. Он открыл названную в его честь иодоформную реакцию и основал в Австрии направление органической химии, базирующееся на теории атомных связей. Либен изучал состав и синтез алкоголей, альдегидов, кислот и углеводородов, а также конденсацией альдегидов в альдоли. Вместе с химиком Людвигом Барт цу Бартенау основал журнал Monatshefte für Chemie. Самым известным учеником Либена является Карл Ауэр фон Вельсбах.
Биология
Взгляды древних израильтян на жизнь носили религиозный или практический (опасный/безопасный, съедобный/несъедобный и т. д., например мыши/крысы приносили тяжёлый вред), а не научный характер. Жизнь, по их мнению, была создана Богом за небольшой промежуток времени. Примитивная классификация Библии разделяла всех животных на три группы по месту обитания: животные земли, птицы небесные и животные водяные. Врачи у израильтян появляются очень рано.
Простыми и примитивными были и познания в физиологии и примитивной медицине, перемешанной с суевериями и знахарством; болезни считались наказанием за грехи. Часто делались ложные выводы. Например, эпидемия, охватившая израильтян после массового увлечения их дочерьми моабитян. была неверно истолкована как наказание Б-га за впадение в язычество, в то время как истинной причиной была венерическая болезнь.
Библия и раввинистическая литература предполагают, что каждый живой организм развивается только из себе подобного, прародители которого были созданы Богом. Святостью установленного Богом порядка и недопустимостью разрешить человеку попытаться изменить божественное предписание объясняется запрещение гибридизации. Хотя допускалась возможность самозарождения (см. выше), о человеке ясно говорилось, что он «не может родиться не от женщины, и не может женщина забеременеть не от мужчины».
Уже мудрецы древности знали, что и низшие животные размножаются половым путем; им было известно наружное оплодотворение у рыб; дельфины и киты были правильно отнесены к млекопитающим; были известны также различия в строении яиц пресмыкающихся и птиц. С другой стороны, многие представления были совершенно неверными. Например, не знали способа размножения растений, и только о финиковой пальме было известно, что существуют мужские и женские деревья и что осеменение предшествует плодоношению. Ошибочно полагали, что у самцов млекопитающих (в том числе у мужчин) мочевые и семявыводящие пути в наружных половых органах анатомически различны. В то же время, были известны дефекты половой системы: имеется описание гермафродитов и мужеподобных женщин. Строго запрещалось препятствовать нормальному размножению, и поэтому запрещалось кастрировать не только людей, но и животных.
Ученые Талмуда утверждали, что пол человеческого зародыша определяется в момент зачатия. Но вместе с тем считали, что если женщина первая выделяет «семя» при половом акте, то будет зачат мальчик, если же первым выделяет семя мужчина, то будет зачата девочка (Нид. 31а). Иными словами, по аналогии с выделением семени мужчиной в момент оргазма пришли к неверному заключению о выделении несуществующего семени женщиной. Однако не все принимали то, что пол ребенка окончательно установлен в момент зачатия: по мнению некоторых ученых, «до 40 дня эмбрион представляет собой просто жидкость», и пол его формируется лишь позднее (Иев. 69б). Описание внешнего вида плода представляло собой смесь фактов и фантазии, но длительность беременности у человека была определена довольно правильно в 271–273 дня. В то же время некритически было принято неверное представление древних греков о том, что семимесячный плод жизнеспособен, а восьмимесячный — нет. В основном правильным было представление о невозможности скрещивания между животными разных видов. Хотя не было верных понятий о пути размножения растений, но был хорошо известен срок между цветением и плодоношением. Довольно точно была известна длительность беременности у домашнего скота, но представления о длительности беременности у собак, кошек, свиней, волков, львов и других животных были глубоко ошибочными.
Аарон Чехановер (1947 года, Хайфа, Британский мандат в Палестине) — израильский биолог, лауреат Нобелевской премии по химии (2004). Член НАН Израиля (2004), Американского философского общества (2005) и Леопольдины (2016), иностранный член НАН США (2007), РАН (2011) и Китайской АН. Профессор Техниона. Лауреат Ласкеровской премии (2000) и других наград. Родители Чехановера, адвокат Ицхак Чехановер и учительница английского языка Блюма Любашевская, переехали в Палестину из Польши (Цеханув) в середине 1920-х годов. Обучался в больнице Хадасса и медицинской школе Еврейского университета в Иерусалиме, где получил степени магистра биохимии (1971) и доктора медицины (1974). В 1981 году в Технионе — Израильском технологическом институте в Хайфе получил степень доктора философии по биохимии. В 1981-1984 гг. постдок в США, фелло имени Фулбрайта в MIT. C 1984 года преподаёт в Технионе: первоначально старший лектор, с 1987 года ассоциированный профессор, с 1992 года профессор и с 2002 года заслуженный исследовательский профессор. В 2016 году подписал письмо с призывом к Greenpeace, Организации Объединенных Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами (ГМО)[
Ханс Адольф Кребс (1900, Хильдесхейм — 1981, Оксфорд) — немецко-английский биохимик. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1953). Родился в еврейской семье. Его отец Георг Кребс был оперирующим врачом-оториноларингологом, мать — Альма Кребс (урождённая Давидзон). Член Лондонского королевского общества (1947)[3], иностранный член Национальной академии наук США (1964). Рыцарь-бакалавр (1958). Внёс основной вклад в разработку цикла трикарбоновых кислот (цикл Кребса). В 1932 описал орнитиновый цикл синтеза мочевины в печени животных.
Аарон Ааронсон (ивр. אהרן אהרנסון; 25 мая 1876, Бакэу, Объединённое княжество Валахии и Молдавии — 15 мая 1919, над Ла-Маншем) — еврейский учёный-ботаник, агроном и деятель сионистского движения. Аарон Ааронсон родился в 1876 году в семье торговца зерном Эфраима-Фишеля Ааронсона (1849—1939) в Бакэу, незадолго до обретения Румынией независимости. Мать Аарона, Малка (1853—1913), была дочерью раввина Фэлтичен Шмуэла Галацану, выходца из Бердичева Как учёный известен открытием в Палестине дикой полбы, ставшей после этого известной как «мать всех пшениц». Будучи убеждённым сионистом, стал одним из создателей организации НИЛИ, ведшей разведывательную деятельность в османской Палестине в пользу Великобритании в годы Первой мировой войны. Когда весной 1917 года еврейское население Яффы и Тель-Авива было депортировано османскими властями вглубь страны, Ааронсон обратился за поддержкой к мировому общественному мнению и наладил перевод денег в ишув, испытывавший лишения из-за идущей войны. В сентябре 1917 года лидер Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман направил его в США для ведения сионистской агитации. Там до него дошла новость о разгроме «НИЛИ» и гибели его сестры Сары, участвовавшей в деятельности этой организации. Весной 1918 года Аарон Ааронсон вернулся в Палестину уже как член Сионистского комитета, но его отношения с лидерами ишува оставались напряжёнными. На Парижской мирной конференции он входил в сионистскую делегацию, приняв участие в составлении меморандума о границах подмандатной Палестины. 15 мая 1919 года Ааронсон был единственным пассажиром самолёта, летевшего из Лондона в Париж на конференцию и так и не добравшегося до Франции, исчезнув бесследно над Ла-Маншем. По официальной версии, пилот заблудился в тумане и самолёт рухнул в море недалеко от французских берегов.
Аарон Чехановер (1947 года, Хайфа, Британский мандат в Палестине) — израильский биолог, лауреат Нобелевской премии по химии (2004). Член НАН Израиля (2004), Американского философского общества (2005) и Леопольдины (2016), иностранный член НАН США (2007), РАН (2011) и Китайской АН. Профессор Техниона. Лауреат Ласкеровской премии (2000) и других наград. Родители Чехановера, адвокат Ицхак Чехановер и учительница английского языка Блюма Любашевская, переехали в Палестину из Польши (Цеханув) в середине 1920-х годов. Обучался в больнице Хадасса и медицинской школе Еврейского университета в Иерусалиме, где получил степени магистра биохимии (1971) и доктора медицины (1974). В 1981 году в Технионе — Израильском технологическом институте в Хайфе получил степень доктора философии по биохимии. В 1981-1984 гг. постдок в США, фелло имени Фулбрайта в MIT. C 1984 года преподаёт в Технионе: первоначально старший лектор, с 1987 года ассоциированный профессор, с 1992 года профессор и с 2002 года заслуженный исследовательский профессор. В 2016 году подписал письмо с призывом к Greenpeace, Организации Объединенных Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами (ГМО)[
Психология
Тора и психология.
Многие десятилетия науки о поведении не имели четкого представления о роли религии в этой области. Иудаизм как религия и образ жизни всегда был связан с работой души. Достаточно бегло ознакомиться с агадот Талмуда, Мидрашей и обширной литературой Мусара, чтобы ощутить трепет: такое глубокое понимание человеческого поведения открывается в них. Отрицать возможность существования еврейской психологии из-за того, что она не так хорошо систематизирована, как секулярная, означает просто признать свое незнакомство с корпусом традиционной еврейской литературы. Как долго евреи могут увековечивать миф, что Зигмунд Фрейд открыл законы человеческого поведения!
Термин «еврейская психология» не может быть использован в значении, подобном тому, какое мы вкладываем в сочетания «психология американца», «немца» или представителя другой национальной или этнической группы. Сочетание «еврейская психология» означает, что иудаизм обладает четким собственным отношением к дисциплине «психология» и к предмету изучения этой дисциплины. Психология претендует на понимание механизмов человеческой психики и, шире, на понимание жизненных проблем и способности с ними справляться; иудаизм также «претендует» на подобное понимание и терапевтические возможности.
Альфред А́длер (1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности. Альфред был вторым из шести детей в небогатой еврейской семье Он обладал врожденной хромотой, и разная длина ног создавала ему массу неудобств. Он упорно боролся со своей физической слабостью. 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов», в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» — писал Фрейд Юнгу. Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом». 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Соломо́н Э́лиот Аш (1907, Варшава, Царство Польское, Российская империя — 1996, США) — польский и американский психолог и преподаватель, автор знаменитых экспериментов, посвящённых конформности. Он родился в Варшаве и эмигрировал в США в 1920 году, где получил степень бакалавра в 1928 году в Городском колледже Нью-Йорка, магистерскую и докторскую — в Колумбийском университете под руководством основоположника гештальтпсихологии Макса Вертгеймера. Большую часть преподавательской карьеры провёл в Суортмор-колледже в одном коллективе с Вольфгангом Кёлером. 14 мая 1951 года в сборнике Гарольда Гюцкова «Группы, лидерство и люди» появилась глава, написанная Соломоном Ашем «Воздействие группового давления на изменения и искажения суждений». В этом классическом эксперименте в комнату приглашалось восемь испытуемых, которым предъявлялось три отрезка для сравнения с эталонным (так, что идентичность одного из них была вполне очевидной). На самом деле семеро испытуемых были «сообщниками» экспериментатора и давали одинаковый неверный ответ. В результате эксперимента было обнаружено, что 75 процентов «наивных испытуемых» хотя бы в одной серии эксперимента повторяли заведомо неверные ответы, которые перед ними высказали остальные члены группы, а 25 процентов систематически следовали групповому «безумию». Среди учеников Аша наиболее известен Стэнли Милгрэм, который под его руководством в Гарвардском университете защитил докторскую диссертацию.
Зи́гмунд Фрейд (оригинальная транскрипция — Фройд; полное имя Зигисму́нд Шло́мо Фройд, (1856, Фрайберг, Австрийская империя — 1939, Лондон, Англия, Великобритания) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени, и на протяжении всей жизни психолога его работы не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и по сей день. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Альфред А́длер (1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности. Альфред был вторым из шести детей в небогатой еврейской семье Он обладал врожденной хромотой, и разная длина ног создавала ему массу неудобств. Он упорно боролся со своей физической слабостью. 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов», в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» — писал Фрейд Юнгу. Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом». 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.
Экономика
Еврейская экономика времен Храма держалась на нескольких хребтах. Во-первых, основой еврейского понимания экономики является идея о личной финансовой независимости, о которой пророк Миха пишет: «И каждый будет сидеть под своей виноградной лозой». А одно из ключевых еврейских благословений гласит: «Не дай нам Г-сподь Б-г наш зависеть ни от других людей, ни от ссуды, ни от подаяний, чтобы не опозорились мы во веки веков». В потере свободы и вынужденной зависимости от воли других есть нечто безмерно унизительное для человека. Поэтому социальное равенство в Торе – не формальное равенство, а, скорее, способность людей зарабатывать на свое пропитание самостоятельно, сохраняя при этом свою независимость и свободу.
Во-вторых, сказано в Торе: «Народ Израиля – Мои рабы, которых Я вывел из земли египетской; нельзя продавать их, как продают рабов». Это означает, что личные и экономические свободы человека не могут служить предметом политических переговоров. Данные Б-гом права неотъемлемы. Именно об этом говорил президент США Джон Кеннеди на церемонии своей инаугурации, упоминая «революционную по своей сути веру, за которую сражались наши предки», а именно «веру в то, что права даруются человеку не милостью государства, а рукой Б-жьей».
В-третьих, экономика есть и должна оставаться институтом, выстроенным на моральных устоях. Для Торы важны не просто сухие данные о темпах роста ВВП, уровне доходов и качестве жизни населения, но качество и суть экономических отношений: независимость людей; их чувство собственного достоинства; способы, благодаря которым система позволяет им зарабатывать и решать социальные проблемы. «Если ты кормишься трудами рук своих, счастлив ты и благо тебе», сказано в Танахе.
Ке́ннет Джо́зеф Э́рроу (1921, Нью-Йорк — 2017, Пало-Алто, Калифорния) — американский экономист, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля за 1972 год (совместно с Джоном Хиксом) «за новаторский вклад в теорию общего экономического равновесия и теорию благосостояния», автор теоремы Эрроу, соавтор модели Эрроу — Дебрё и модели Эрроу — Ромера. Родился в семье румынских евреев. Родители его эмигрировали в США из Молдовы: отец, Хэрри Эрроу — из Поду Илоаей, а мать, Лилиан — из Ясс. Эмерит-профессор Стэнфорда, ранее Университетский профессор Гарварда, член Национальной академии наук США (1968)[8] и Американского философского общества (1968), иностранный член Лондонского королевского общества (2006) и Российской академии наук (2016). Удостоен Национальной научной медали США (2004). Эрроу сторонник рыночной экономики с умеренным государственным регулированием. В 1990-х годах совместно с рядом других Нобелевских лауреатов в области экономики давал как положительные, так и отрицательные оценки отдельных аспектов экономических реформ в России. В 1996 году он полагал, что переход России к рыночной экономике и особенно приватизация тяжелой промышленности должны происходить в течение длительного времени под контролем государства. Единственным оправданием «шоковых» реформ он считал желание гарантировать их необратимость. Для Эрроу характерна умеренность и осторожность в выражении своих взглядов. Но в 2012 году он обещал, что череда экономических кризисов закончится через шесть лет. Теорема Эрроу о невозможности коллективного выбора обобщает парадокс Кондорсе. Эта теорема доказывает, что никакая процедура коллективного выбора не может оптимально отразить индивидуальные предпочтения избирателей. В частности, корректное определение победителя на демократических выборах возможно не всегда. Модель Эрроу—Ромера — эндогенная модель экономического роста, которая показывает устойчивый экономический рост на основе технического прогресса, который является следствием результата обучения работников в процессе деятельности.
Эрик Ма́скин (декабря 1950, Нью-Йорк) — американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2007 год. Университетский профессор Гарварда. Член Национальной академии наук США (2008). Попечитель Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма (с 2016 года). Родился в еврейской семье. Юношеские годы провёл в городке Алпайн (округ Берген, Нью-Джерси). Профессиональное образование получил в Гарвардском университете (бакалавр, 1972; магистр, 1974; доктор философии, 1976). В 1975—1976 годах учился в Кембриджском университете (Колледж Дарвина). В 1976—1977 годах научный сотрудник Колледжа Иисуса (Кембриджский университет). Преподавал в Массачусетском технологическом институте (1977—1984; профессор с 1981), Гарварде (1985—2000) и Институте перспективных исследований (с 2000). Президент Эконометрического общества (2003). Главный редактор журнала Economics Letters. В 2016 году подписал письмо с призывом к Greenpeace, Организации Объединённых Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами (ГМО). В марте 2022 года он стал одним из автора письма более 60 учёных, в котором выразили желание продолжать работу с российскими коллегами и обмениваться идеями для создания «лучшего мира». 22 мая в интервью La Vanguardia, нобелевский лауреат отметил, что на месте Зеленского «пошел бы на уступки, чтобы война закончилась быстро и чтобы большая часть Украины не оказалась разрушена». По его словам украинцам трудно будет принять предоставления России контроля на своими восточным территориями, но он, верит в эффективность политических лидеров. Основные произведения: «Концептуальная экономическая теория», 1994 «Равновесие Нэша и оптимальное благосостояние», 1999
Ке́ннет Джо́зеф Э́рроу (1921, Нью-Йорк — 2017, Пало-Алто, Калифорния) — американский экономист, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля за 1972 год (совместно с Джоном Хиксом) «за новаторский вклад в теорию общего экономического равновесия и теорию благосостояния», автор теоремы Эрроу, соавтор модели Эрроу — Дебрё и модели Эрроу — Ромера. Родился в семье румынских евреев. Родители его эмигрировали в США из Молдовы: отец, Хэрри Эрроу — из Поду Илоаей, а мать, Лилиан — из Ясс. Эмерит-профессор Стэнфорда, ранее Университетский профессор Гарварда, член Национальной академии наук США (1968)[8] и Американского философского общества (1968), иностранный член Лондонского королевского общества (2006) и Российской академии наук (2016). Удостоен Национальной научной медали США (2004). Эрроу сторонник рыночной экономики с умеренным государственным регулированием. В 1990-х годах совместно с рядом других Нобелевских лауреатов в области экономики давал как положительные, так и отрицательные оценки отдельных аспектов экономических реформ в России. В 1996 году он полагал, что переход России к рыночной экономике и особенно приватизация тяжелой промышленности должны происходить в течение длительного времени под контролем государства. Единственным оправданием «шоковых» реформ он считал желание гарантировать их необратимость. Для Эрроу характерна умеренность и осторожность в выражении своих взглядов. Но в 2012 году он обещал, что череда экономических кризисов закончится через шесть лет. Теорема Эрроу о невозможности коллективного выбора обобщает парадокс Кондорсе. Эта теорема доказывает, что никакая процедура коллективного выбора не может оптимально отразить индивидуальные предпочтения избирателей. В частности, корректное определение победителя на демократических выборах возможно не всегда. Модель Эрроу—Ромера — эндогенная модель экономического роста, которая показывает устойчивый экономический рост на основе технического прогресса, который является следствием результата обучения работников в процессе деятельности.
Кибернетика/Информатика
В становление и развитие кибернетики, которая открыла эпоху крупнейшей в истории научно-технологической революции, евреи внесли значительный вклад. Н. Винер, общепризнанный «отец» кибернетики, впервые сформулировал основные идеи и принципы «науки об управлении и связи в животном и машине»; определил главные направления этой бурно развивающейся науки, положил начало пристальному вниманию к ее гуманитарным аспектам; ему принадлежит и сам термин «кибернетика».
Одним из создателей кибернетики был и Дж. фон Нейман, чьи основополагающие работы в области теории игр, теории автоматов и теории программирования привели к идее первых компьютеров; он же принял непосредственное участие в их конструировании (1943). Ему принадлежит также идея использования вероятностной логики для решения проблемы построения надёжных автоматов из ненадёжных компонентов, разработка основных принципов конструкции управляющих систем и многое другое. Решение ряда фундаментальных для кибернетики теоретических и прикладных проблем логики является заслугой А. Тарского (работы в области теории моделей, логической семантики, металогики и методологии дедуктивных наук). Важный вклад в одну из ведущих кибернетических дисциплин — теорию информации, особенно ее семантические аспекты, внес израильский логик и математик И. Бар-Хиллел, который является также одним из создателей математической лингвистики и теории автоматического перевода.
Огромная роль в развитии главного направления исследований и разработок в области кибернетики, называемого в США компьютерной наукой, а во Франции — информатикой, принадлежит американским ученым-евреям. К ним, в частности, относятся: Даниэль. Злотник (1931–85), возглавлявший с 1972 г. разработку и проектирование компьютеров четвертого поколения в исследовательских лабораториях Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА); Дж. Вейценбаум, чьи работы по проблеме искусственного интеллекта получили мировое признание; И. Ауэрбах (1921–92), который возглавлял разработку первых американских компьютеров на транзисторах и основал несколько компаний по проектированию и обслуживанию компьютеров; Дж. Гарфункель — один из главных участников разработки и последующего совершенствования компьютерного языка Кобол; М. Рис (1902–97), крупный организатор разработки математических аспектов компьютерной науки, проектирования и конструирования компьютеров; Б. Шнейдерман, консультант НАСА, представитель молодого поколения ученых, который внес важный вклад в разработку теории управления, гуманитарных аспектов программирования, использования компьютеров в обучении, и многие другие области.
Марк Аронович Айзерман (1913, Двинск, Витебская губерния, Латвия — 1992, Россия) — советский учёный в области механики и теории управления, доктор технических наук, профессор. Представитель первого поколения кибернетиков в СССР. Родился в семье Арона Израиловича Айзермана и Розы Львовны Айзерман. 1941 году — несмотря на имеющуюся «бронь», ушёл добровольцем на фронт. Демобилизовался в 1945. 1946 год — защитил докторскую диссертацию по теории нелинейных систем регулирования. 1982 год — по инициативе Айзермана в Институте автоматики и телемеханики АН СССР была организована лаборатория динамики нелинейных процессов управления.1982 год — на базе первого сектора 25-й лаборатории, возглавляемой Айзерманом, по его инициативе была создана лаборатория по обработке больших массивов информации в иерархических системах. Основные работы: Айзерман М. А., Смирнова И. М. О применении методов малого параметра для исследования периодических режимов в системах автоматического регулирования, которые малого параметра не содержат, 1955. Айзерман М. А., Гантмахер Ф. Р. Абсолютная устойчивость регулируемых систем, 1963. Айзерман М. А., Гусев Л. А., Розоноэр Л. И., Смирнова И. М., Таль А. А. Логика. Автоматы. Алгоритмы, 1963 Айзерман М. А. Теория автоматического регулирования. 1966. Айзерман М. А. Классическая механика, 1980. Айзерман М. А., Малишевский А. В. Проблемы логического обоснования в общей теории выбора: Общая модель выбора и его классически-рацион. основания, 1980. Айзерман М. А., Малишевский А. В. Проблемы логического обоснования в общей теории выбора, 1982 Айзерман М. А., Малишевский А. В. Проблемы логического обоснования в общей теории выбора: Уровни и критерии классической. рациональности выбора, 1982 Айзерман М. А. Теория автоматического регулирования, 1984. Айзерман М. А., Литваков Б. М. Псевдокритерии и псевдокритериальный выбор: О некоторых обобщениях теории выбора вариантов,1987 Айзерман М. А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории, 1990 Айзерман М. А., Вольский В. И., Литваков Б. М. Элементы теории выбора: Псевдокритерии и псевдокритериальный выбор, 1994
Йегошуа Бар-Хиллел (1915, Вена — 1975, Иерусалим) — израильский философ, математик и лингвист. Известен своими пионерскими работами в области машинного перевода и формальной лингвистики. Родился в Вене (Австро-Венгрия) в семье Израиля Вестрейха и Сары Домнич, вскоре переехал в Берлин. В 1933 году эмигрировал в Палестину с членами молодёжного движения Бней Акива и недолго жил в киббуц Тират-Цви перед поселением в Иерусалиме и женитьбе на Шуламит Ашкенази. Во время Второй мировой войны служил в Еврейской бригаде Британской армии. Принял участие в Арабо-израильской войне 1947—1949 годов. В результате ранения потерял глаз. Получил диплом доктора философии в Еврейском университете. Там изучал математику под руководством Абрахама Френкеля, в соавторстве с которым впоследствии написал книгу: «Основания теории множеств». Являлся учеником и последователем Рудольфа Карнапа. Книга учителя «Логический синтаксис языка» оказала на него сильное влияние. Бар-Хиллел начал переписываться с Карнапом в 1940-е годы, это привело к тому, что в 1950 году он продолжил свою научную деятельность под руководством Карнапа в Чикагском университете, а в 1952 году написал в соавторстве с ним работу «Эскиз теории семантической информации». В 1953 году Бар-Хиллел вернулся в Еврейский университет на факультет философии, где преподавал до самой своей смерти
Аки́ва Моисе́евич Ягло́м (1921—2007) — советский и американский физик, математик; доктор физико-математических наук, профессор. Брат-близнец математика Исаака Яглома. Родился 6 марта 1921 года в Харькове в семье инженера-металлурга Моисея Кивовича Яглома, члена редколлегии издававшейся на идише газеты еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей Цион. В 1926 году вместе с семьёй переехал в Москву. В школьные годы братья Ягломы увлекались историей, философией и математикой. В 1938 году они разделили 1-ю премию на Московской математической олимпиаде школьников и вместе получили дипломы из рук академика А. Н. Колмогорова. Позднее, стремясь привлечь более широкое внимание к математике, они вместе издали широко известные и востребованные по сей день книги «Неэлементарные задачи в элементарном изложении» (1954) и «Вероятность и информация» (1973), ставшие мостиком к математике не для одного поколения школьников. Ещё в школьные годы А. М. сблизился с А. Д. Сахаровым и навсегда сохранил его дружбу. Позднее активно (вместе с братом) принимал участие в правозащитной деятельности (подписывали многочисленные письма в защиту участников движения, давали и собирали деньги им в помощь, служили связующим звеном для активных правозащитников со своими друзьями за границей, распространяли «самиздат»). А. М. отличался широтой интересов и уникальной эрудицией в области всемирной и русской истории, литературы, поэзии, живописи, театрального искусства. В 1938 году братья поступили в Московский университет (МГУ): Исаак на мехмат, а Акива на физфак. Оба посещали лекции и сдавали экзамены на обоих факультетах, получив и математическое и физическое образование. В 1941 году, в самом начале войны, Акивa и Исаак, не окончив университет, подали заявления с просьбой отправить их на фронт и получили направление в Военную Академию, куда их не приняли из-за плохого зрения. В 1942 году они вместе с семьёй эвакуировались в Свердловск, где окончили 4-й (в годы войны — последний) курс Свердловского университета. По рекомендации Колмогорова оба брата поступили на работу в Главную геофизическую обсерваторию (ГЕОФИАН СССР), эвакуированную из Ленинграда в Свердловск. В 1943 году академик Колмогоров предложил А. М. переехать в Москву и поступить к нему в аспирантуру Математического института им. Стеклова АН СССР. Здесь А. М. защитил диссертацию на тему «О статистической обратимости броуновского движения», еженедельно участвовал в семинарах Л. Д. Ландау и И. Е. Тамма, вместе с И. М. Гельфандом занимался проблемами теоретической физики, связанными с теорией представлений и с континуальными интегралами. Будущие Нобелевские лауреаты И. Е. Тамм и В. Л. Гинзбург предложили ему работу в теоретическом отделе Физического института АН СССР, но А. М. отказался от этого предложения, когда выяснилось, что при этом надо будет заниматься проблемами, связанными с ядерной бомбой. Это мучительное решение означало для него отказ от возможности заниматься теоретической физикой, и геофизика приобрела одного из выдающихся учёных, сформировавших её современное лицо. Работы Яглома, посвящённые теоретическим и прикладным проблемам турбулентности и геофизической гидродинамики, способствовали созданию математического аппарата, необходимого для превращения статистической гидродинамики в строгую физико-математическую дисциплину. Он исследовал структуру однородной и изотропной турбулентности в вязкой сжимаемой жидкости (1948), локальную структуру поля ускорений в сильно завихрённых («турбулентных») потоках (1949). В этой статье, независимо от В. Гейзенберга, который пришёл к тем же выводам, было доказано, что частотный спектр лагранжевых ускорений в инерционном диапазоне является «белым шумом». Лишь сравнительно недавно экспериментаторы смогли проверить и подтвердить предсказанные результаты. Акива Яглом является автором 150 статей и 7 книг. Многие из них переведены и переизданы на английском и других языках.
Марк Аронович Айзерман (1913, Двинск, Витебская губерния, Латвия — 1992, Россия) — советский учёный в области механики и теории управления, доктор технических наук, профессор. Представитель первого поколения кибернетиков в СССР. Родился в семье Арона Израиловича Айзермана и Розы Львовны Айзерман. 1941 году — несмотря на имеющуюся «бронь», ушёл добровольцем на фронт. Демобилизовался в 1945. 1946 год — защитил докторскую диссертацию по теории нелинейных систем регулирования. 1982 год — по инициативе Айзермана в Институте автоматики и телемеханики АН СССР была организована лаборатория динамики нелинейных процессов управления.1982 год — на базе первого сектора 25-й лаборатории, возглавляемой Айзерманом, по его инициативе была создана лаборатория по обработке больших массивов информации в иерархических системах. Основные работы: Айзерман М. А., Смирнова И. М. О применении методов малого параметра для исследования периодических режимов в системах автоматического регулирования, которые малого параметра не содержат, 1955. Айзерман М. А., Гантмахер Ф. Р. Абсолютная устойчивость регулируемых систем, 1963. Айзерман М. А., Гусев Л. А., Розоноэр Л. И., Смирнова И. М., Таль А. А. Логика. Автоматы. Алгоритмы, 1963 Айзерман М. А. Теория автоматического регулирования. 1966. Айзерман М. А. Классическая механика, 1980. Айзерман М. А., Малишевский А. В. Проблемы логического обоснования в общей теории выбора: Общая модель выбора и его классически-рацион. основания, 1980. Айзерман М. А., Малишевский А. В. Проблемы логического обоснования в общей теории выбора, 1982 Айзерман М. А., Малишевский А. В. Проблемы логического обоснования в общей теории выбора: Уровни и критерии классической. рациональности выбора, 1982 Айзерман М. А. Теория автоматического регулирования, 1984. Айзерман М. А., Литваков Б. М. Псевдокритерии и псевдокритериальный выбор: О некоторых обобщениях теории выбора вариантов,1987 Айзерман М. А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории, 1990 Айзерман М. А., Вольский В. И., Литваков Б. М. Элементы теории выбора: Псевдокритерии и псевдокритериальный выбор, 1994