top of page

III ВОЛНА: 1919-1923 УКРАИНА

Погромы  описываемого периода резко отличаются от предшествующих погромов царского периода целым рядом характерных штрихов. 
Прежние погромы происходили в мирной обстановке, спокойно и тщательно подготовлялись царской охранкой, проводились в жизнь с некоторой опаской и оглядкой на цивилизованную Европу, где антисемитизм имеет скрытую форму. Погромы  производились  с  таким расчетом, чтобы это не наносило серьезного ущерба торговле и промышленности и не нарушало нормального течения жизни. 

Основная цель погромов была политическая: нужно было терроризовать еврейское население с целью отвлечь его пролетарские элементы от революционного движения и в то же время с той же целью возбудить чувства национальной розни и затемнить классовое самосознание еврейских и русских трудящихся масс.

 

Такие погромы разыгрывались, как по нотам: все было заранее рассчитано и предусмотрено; исполнителями, или, в крайнем случае, застрельщиками, являлись всегда переодетые полицейские и шпики, черносотенцы и профессиональные хулиганы. Власть действовала скрыто: она только дирижировала и подавала сигналы к началу и прекращению погромов, при чем в нужную минуту беспорядки немедленно прекращались, и громилы так же внезапно исчезали, как и появлялись. 

Совершенно иную картину представляли собою погромы описываемого периода: здесь власть не только организует, но и активно проводит эти погромы вооруженной силой. Мало того: еврейские погромы являются даже непременной частью военно-стратегической программы. 


       Что это именно так, в этом убеждает нас целый ряд строго по-военному организованных погромов, о которых речь будет впереди; об этом же свидетельствуют многочисленные официальные объявления, приказы, прокламации, бюллетени и др. печатные материалы, пропитанные ядом безграничной ненависти к еврейскому народу без различия классов и групп. 


       Само собой понятно, что при таких условиях уже самый характер, размеры и темп погромов резко отличаются от предшествующих: здесь мы уже сплошь и рядом встречаемся не только с грабежами, но и с массовым истреблением еврейского населения, происходящим в различных местах в разных вариантах. 


       В одних случаях происходит поголовное истребление еврейского населения на дому при помощи ручных гранат и холодного оружия (как напр., в Елисаветграде, Проскурове, Умани и др.). В других случаях убивают одних только глав семейств (напр., в колонии Трудолюбовке и др.). Далее, вырезывается поголовно одно только мужское население без различия возраста (Тростинец и др.). Наконец, во многих местах убивают женщин, стариков, детей и больных, т.-е. всех тех, кто менее способен укрыться или убежать. 
       Но что особенно поражает в погромах описываемого периода, так это методичность, невозмутимость и хладнокровие, с которыми палачи проделывают свои величайшие жестокости и злодеяния. 

       Погромщики в сознании полной безнаказанности совершают свое кровавое дело, не спеша, со спокойствием и деловитостью обычных повседневных занятий. Убийства совершаются обыкновенно холодным оружием, колющим или режущим; огнестрельное же оружие или разрывные снаряды употребляются лишь в исключительных случаях. До убийства или во время самого убийства применяются утонченные и жестокие пытки с целью издевательства над несчастной жертвой, а иногда и с целью вымогательства. 
       

Чтобы понять характер издевательства палачей над беспомощными жертвами, достаточно указать, что в самые трагические моменты, когда кругом льется кровь и валяются груды трупов, а оставшиеся в живых и ожидающие своей горькой участи оглашают воздух нечеловеческими, безумными воплями, - в это самое время палачи и убийцы, выродки рода человеческого, поют и играют, упиваются горем и страданием своих жертв, заставляютэтих несчастных петь и плясать, выполнять унизительные приказы и задания и т.п. 

       Что касается методов физической пытки, то следует отметить, во-первых, наиболее часто применявшееся, особенно деникинцами, прижигание огнем наиболее нежных органов, затем идет примерное повешение, с многократным извлечением из петли, далее следует медленное удушение веревкой, отрезывание отдельных членов и органов - носа, ушей, языка, конечностей и половых органов; выкалывание глаз, выдергивание волос из бороды, жестокая порка и избиение нагайками до полусмерти.

 

Последние три вида пытки особенно широко применялись поляками в Белоруссии. Наконец, петлюровцами и бандитами еще практиковалось потопление в реках и колодцах, сожжение и погребение заживо... К числу пыток можно также отнести массовые насилия над женщинами, чаще всего - над подростками и совсем малолетними девочками, при чем все это цинично совершалось на глазах родителей и близких родственников.

 

Несчастная жертва переходила в таких случаях из рук в руки, нередко тут же испуская дух. Выжившие от этой муки обыкновенно заболевали тяжкими венерическими болезнями и часто кончали самоубийством. Изнасилование особенно часто применялось деникинцами и нередко принимало характер массового бедствия, как, напр., в Екатеринославе, Киеве и других городах.


Островский З.С. 
    Еврейские погромы 1918-1921гг. 
    Издание: Издательство Акц. общество "Школа и книга". Москва, 1926. 
    Тираж 5000 экз. Главлит №71634.

В 735 НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТАХ УКРАИНЫ В ТЕЧЕНИЕ 4-Х ЛЕТ (С 1919 ПО 1922 ГОД)
ПРОИСХОДИЛО УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ 

Названия городов, штетлов, сёл, где происходила кровавая резня в 1919-1922 годы

Современное название

Описание погрома

Абазивка

Абрамивка

Авдеевка

Александрия

Александровка

Александровка

Ананьево

Андреевка

Антоновичи

Антоновка

Антоново

Апостолово

bottom of page