JEWISH CHANNEL INSTITUTE -
ПО ВОЛНАМ ЕВРЕЙСКОЙ ПАМЯТИ - ПУТЬ К СЕБЕ
על גלי הזיכרון היהודי - הדרך אל עצמך
אויף די כוואליעס פון יידישן זכרון - דער וועג צו זיך
Три Волны еврейских погромов в России
I Волна погромов: 1881-1884
II Волна погромов: 1903-1906
III Волна погромов: 1919-1923
I Волна еврейских погромов: 1881-1884
1 марта 1881 года император России Александр II был убит террористами из «Народной воли». Пришёл конец короткого периода еврейской «вольницы» в России. Преступление назвали «делом еврейских рук». «Наступило первое марта 1881 года, — писал современник — что-то зловещее словно пронеслось над землёй. Всё притаилось и тревожно выжидало. Особенно жутко стало в еврейских обиталищах. чувствовалось, что-то надвигается: мрачное и тяжёлое…» 23 марта 1881 года произошёл погром в Лубнах. 15-18 апреля 1881 года — погром в Елизаветграде. Улицы были завалены пухом, изломанной мебелью. Толпа, возглавляемая людьми не местными, недавно и специально для этого появившимися в городе, двигалась от дома к дому, ломая, разоряя всё вокруг. Через три дня появилась полиция и солдаты, которые навели порядок в городе. 25 апреля 1881 года — погром в местечке Берёзовка Херсонской области. 26-27 апреля 1881 года — погром в Киеве. Власти знали о его приближении за месяц, но ничего не предприняли. Погром начался на Подоле. Шла громадная толпа мальчишек, мастеровых, рабочих, полетели стёкла, двери, на улицу выбрасывалось всё, что попадалось под руку, разнесена была синагога, в клочья порвана Тора. За сутки погромщики разрушили около 1000 домов и магазинов, убили и ранили несколько десятков людей, было множество изнасилованных женщин. Власти применили армию только на следующий день. Это был самый жестокий погром из случившихся в 1881 году. 27 апреля 1881 года — погром в городе Ананьев Херсонской губернии. 27-29 апреля 1881 года — погром в Конотопе (один еврей был убит). Евреи предприняли попытку организовать самооборону. 1 мая 1881 года — погром в городе Александровске Екатеринославской губернии. 3-5 мая 1881 года — погром в Одессе. Решительные действия полиции, отрядов еврейской студенческой и рабочей самообороны позволили избежать больших жертв и разрушений. 3 мая 1881 года — погром в городе Ромны Полтавской губернии. 4-5 мая 1881 года — погром в городе Орехове. В эти же дни были организованы нападения на еврейские сельскохозяйственные колонии в Екатеринославской и Таврической губерниях. 9 мая 1881 года — погромы в Шполе и Ананьеве. 10 мая 1881 года — погромы в Конотопе и Василькове. 17 мая 1881 года московский митрополит Макарий произнёс речь, осуждающую погромы: «Ведь и евреи и русские, как и все племена, входящие в состав российского государства, суть подданные нашего Государя. Как же мы осмеливаемся поднимать руку на своих братьев, какой бы веры они ни были? Если они чем-то нас обидели, то у нас есть законы, есть власти». 12 июня 1881 года — погром в Борисполе. 30 июня — 2 июля 1881 года — погром в Переяславе. 20-22 июля 1881 года — погром в Нежине. Был остановлен войсками, открывшими огонь по толпе крестьян-погромщиков; несколько человек было убито и ранено. 13 декабря 1881 года в день католического Рождества, начался погром в Варшаве, явно инспирированный русскими властями. Среди руководителей погрома были люди, говорившие по-русски, а разгромом еврейских домов и магазинов занимались русские солдаты. Из поляков в погроме участвовали в основном низы общества, в то время как представители польской интеллигенции резко его осуждали, а ксендзы ходили по улицам и уговаривали погромщиков разойтись. Только на третий день погром был остановлен войсками. Было разгромлено около полутора тысяч еврейских квартир и других помещений, ранено 24 человека. 11 января 1882 года в газете «Таймс» опубликована статья историка Д. Джейкобсона о преследованиях евреев в России: «Эти жестокости носят характер самых страшных злодеяний в истории человечества. Мужчин зверски убивают, женщин насилуют, детей сжигают заживо». 18 января 1882 года в петербургской синагоге раввин произнёс речь с анализом современного положения евреев России и «протяжный стон как будто из одной груди внезапно разлился по синагоге. 1 февраля 1882 года состоялось собрание общественности Лондона с осуждением политики русского царя в отношении евреев. Собрано 100,000 фунтов стерлингов пожертвований. Александру III отправлено послание, которое тот вернул через МИД. В этот же день состоялось собрание в защиту русских евреев в Нью-Йорке. «Пусть они едут сюда. Я благодарил бы небеса, будь в нашей власти принять все 3 миллиона евреев России» — говорил член Верховного суда Н. Девис. 29 марта 1882 года — погром в Балте. 12 евреев погибли, 211 евреев были ранены, из них 39 — тяжело. Вначале пытался действовать отряд самообороны, состоящий из грузчиков, извозчиков, ремесленников, Он был неплохо организован и дал отпор погромщикам, но вмешалась полиция и разогнала самооборону. Были арестованы 24 грабителя и гораздо большее число евреев. Первых вскоре отпустили, и они снова вернулись к старому. Евреев держали под арестом 2 дня. 7 июня 1884 года — жестокий погром в Нижнем Новгороде, где еврейское население было немногочисленным. Хотя основной целью этого погрома были грабежи, в ходе его погибло девять евреев. По заявлению губернатора «… в народе России сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев». Всего в 1881-1882 годах погромы произошли в 150 городах и местечках черты оседлости.
Погромы 1881–83 гг. впервые приобрели массовый характер, охватив большую территорию на юге и юго-востоке Украины. Погромы начались в ночь с 15 на 16 апреля 1881 г. в Елисаветграде (ныне Кировоград) во время православной Пасхи. В них участвовали мещане, деклассированные элементы и крестьяне окрестных сел, прибывшие в город после начала погромов для грабежа еврейского имущества. Было разграблено большое количество еврейских домов и магазинов, один еврей убит. Погром был подавлен 17 апреля войсками, стрелявшими в толпу громил. Вслед за Елисаветградом погромы произошли в ряде окрестных деревень и местечек, после чего перекинулись в Херсонскую губернию (Березовка, 25 апреля, Ананьев, 27 апреля). 26 апреля вспыхнул погром в Киеве, который по количеству разгромленных еврейских домов и магазинов (более тысячи) и по числу жертв (несколько евреев было убито и около 20 женщин изнасиловано) был самым жестоким из погромов 1881 г. В конце апреля — начале мая 1881 г. погромы произошли в 50 местечках и селах Киевской губернии. Наиболее разрушительным был погром в местечке Смела, во время которого в близлежащей деревне был убит семилетний еврейский мальчик за отказ осенить себя крестным знамением. Погромы произошли в Жмеринке Подольской губернии, в ряде населенных пунктов Черниговской губернии; наиболее разрушительным из них был погром в Конотопе (27–29 апреля; один еврей был убит), где евреи предприняли попытку организовать самооборону. Антиеврейские беспорядки вспыхнули в ряде населенных пунктов Волынской губернии. В начале мая произошли погромы в городе Александровске Екатеринославской губернии (1 мая), в городе Ромны Полтавской губернии (3 мая), в городе Орехове (4–5 мая) и в нескольких деревнях Таврической губернии. Были совершены нападения на еврейские сельскохозяйственные колонии в Екатеринославской и Таврической губерниях (4–5 мая). Три дня (3–5 мая) продолжался погром в Одессе; здесь погромщикам противостояли отряды еврейской самообороны (в основном из студентов Новороссийского университета), которым удалось защитить ряд еврейских кварталов в центре города. В июне–июле погромы охватили Полтавскую губернию: Борисполь (12 июня), Переяслав (30 июня и 2 июля), Нежин (20–22 июля). В погроме, кроме местных жителей, активно участвовали крестьяне. В Нежине войска остановили погром, открыв огонь по толпе крестьян-погромщиков; несколько человек было убито и ранено. 13 декабря 1881 г., в день католического Рождества, начался погром в Варшаве, явно инспирированный русскими властями. Отмечалось, что среди руководителей погрома были люди, говорившие по-русски, а разгромом еврейских домов и магазинов занимались русские солдаты. Из поляков в погроме участвовали в основном низы общества, в то время как представители польской интеллигенции резко его осуждали, а ксендзы ходили по улицам и уговаривали погромщиков разойтись. Только на третий день погром был остановлен войсками (разгромлено около полутора тысяч еврейских квартир и других помещений, ранено 24 человека). В 1882 г. погромы вновь произошли в нескольких населенных пунктах Подольской и Херсонской губерний; наиболее кровавый из них разразился на Пасху в Балте, где к погромщикам присоединились солдаты. Представители гражданских и военных властей отдали войскам приказ прекратить погром только на третий день (несколько евреев было убито, сотни ранены, многие женщины изнасилованы). Pogroms of 1881–83 first acquired a mass character, covering a large territory in the south and south-east of Ukraine. The pogroms began on the night of April 15-16, 1881 in Elisavetgrad (now Kirovograd) during Orthodox Easter. They included burghers, declassed elements and peasants from surrounding villages, who arrived in the city after the pogroms began to plunder Jewish property. A large number of Jewish houses and shops were looted, one Jew was killed. The pogrom was suppressed on April 17 by troops shooting at the mob of thugs. Following Elisavetgrad, pogroms occurred in a number of neighboring villages and townships, after which they spread to Kherson gubernia (Berezovka, April 25, Ananyev, April 27). On April 26, a pogrom broke out in Kiev, which by the number of destroyed Jewish houses and shops (more than a thousand) and by the number of victims (several Jews were killed and about 20 women were raped) was the most brutal of the pogroms of 1881. In late April - early May 1881, pogroms occurred in 50 townships and villages of the Kiev province. The most devastating was a pogrom in the town of Smela, during which a seven-year-old Jewish boy was killed in a nearby village for refusing to sign the sign of the cross. Pogroms took place in Zhmerinka, Podolsk province, in a number of settlements in the Chernigov province; the most devastating of these was the pogrom in Konotop (April 27–29; one Jew was killed), where the Jews attempted to organize self-defense. Anti-Jewish riots erupted in a number of settlements in the Volyn province. In early May, pogroms occurred in the city of Aleksandrovsk in the Yekaterinoslav Province (May 1), in the town of Romny in the Poltava Province (May 3), in the town of Orekhov (May 4–5) and in several villages of the Tauride Province. There were attacks on Jewish agricultural colonies in Yekaterinoslav and Tauride provinces (May 4-5). The pogrom in Odessa lasted for three days (3-5 May); here, rioters were opposed by detachments of Jewish self-defense (mainly from students of Novorossiysk University), who managed to protect a number of Jewish quarters in the city center. In June and July, pogroms swept Poltava province: Boryspil (June 12), Pereyaslav (June 30 and July 2), Nizhyn (July 20–22). In the pogrom, except for local residents, peasants actively participated. In Nizhyn, the troops stopped the pogrom, opening fire on the crowd of pogrom peasants; several people were killed and injured. December 13, 1881, on the day of the Catholic Christmas, a pogrom began in Warsaw, clearly inspired by the Russian authorities. It was noted that among the leaders of the pogrom were people who spoke Russian, and Russian soldiers were engaged in the defeat of Jewish houses and shops. Of the Poles, mainly the lower classes of society participated in the pogrom, while representatives of the Polish intelligentsia sharply condemned him, and the priests walked around the streets and persuaded the pogromists to disperse. Only on the third day, the pogrom was stopped by the troops (about one and a half thousand Jewish apartments and other premises were crushed, 24 people were wounded). In 1882, pogroms again occurred in several settlements of the Podolsk and Kherson provinces; the bloodiest of them broke out on Easter in Balta, where soldiers joined the rioters. Representatives of civilian and military authorities ordered the troops to stop the pogrom only on the third day (several Jews were killed, hundreds were injured, many women were raped).
ПОГРОМЫ В КОЛОНИЯХ НА ЮГЕ УКРАИНЫ 5 мая из села Конский Роздор (Александровский район, Екатеринославская губерния) собрались толпа крестьян, уничтожили магазины евреев и все разрушили там. Священник деревни пошел к нам, чтобы, чтобы умолять их отказаться от преступления, но толпа не прислушалась к его словам. Аналогично, произошли события и в деревнях Попико и Андреевке и в городе Орехове. Многие семьи пришли сюда нагими, голодные и страдающие от жажды. Накануне распространился слух, что и еврейские колонии в Александровском и Мариупольском округах подверглись нападениям бандитов. Против живущих там евреев не могло быть никаких обвинений, поскольку они содержат себя и свои семьи трудом своих рук, работая на полях. Тем не менее погромщики напали на них и нанесли им тяжелейщий удар. Их дома были полностью разрушены, их овцы и крупный рогатый скот, и вся их добыча, была забрана погромщиками. Поэтому я призываю наш народ, где бы вы ни были, пробудиться и помочь нашим ограбленным и покинутым на волю судьбы колонистам, которые остались лишенными всего. Тот, кто пожелает, должен отправить свое пожертвование по адресу раввина Грумина в Мариуполе или по адресу раввина Брука в колонии Графской, и они распределят деньги между обездоленными людьми. Мы здесь были в большом страхе и отправили телеграмму правителю нашей земли, герцогу Дондукоборсову. Вчера из Павлограда прибыл батальон солдат, и лично приехал министр из Симферополя, и заверил нас, что в нашем городе будет мир и покой. Несколько семей отправились отсюда в Керчь, а также отправили помощь в другие города. Все русские подписали решение об изгнании евреев отсюда, и на каждом углу можно услышать ропот о том, что евреи, напившиеся кровью русских должны исчезнуть с лица земли, чтобы даже память о них исчезла. - Йосеф, сын Давида Хакоена. Хамелитз 1881; 26 мая (7 июня)) Из еврейских колоний в Екатеринославаской губернии 13 мая: Рыдая, я пишу эти строчки, чтобы объявить нашим братьям из детей Израиля, что наши братья, труженники, испили отравленную чашу. 5, 6, 7, 8 мая русские обрушились на колонии Трудолюбовка, Нечаевка, Графская и Мезерец. С яростью они опустошали, как пустой сосуд, тех несчастных, которые живут трудом своих рук и не имеют никакой поддержки в торговле с крестьянами, их соседями. Их дома были разрушены дотла, всё имущество было разграблено, свитки Торы были разбиты и уничтожены, все печатные книги были разорваны и осквернены. Страх перед Всемогущим овладел колонистами, поскольку русские крестьяне хвастались, что после того, как они наполнят свои сумки добычей, еврейской жизни здесь наступит конец. В темноте ночи мужчины, женщины и дети бежали, чтобы спасти жизни своих семей. Они прятались в ямах и трещинах в открытом поле, вдали от тех мест, ступала нога человечека. И из-за наступившго хаоса, матери теряли своих детей а мужчины - своих жен. Напрасно я пытаюсь моим скудным пером описать весь тот ужас, который нас постиг и тот ужас смерти, который нас охватывает. Спасибо, что правительство направило солдат, чтобы защитить нас и разогнать нападавших. Но хлеб закончился в наших сосудах; поэтому мы призываем к великодушию нашей нации. Проснитесь, пожалуйста, пожалейте своих братьев, которые поддерживают свои семьи трудом их рук, потом их лба. Они невинны, кроме того только, что евреи. Призовите к пожертвованиям, чтобы спасти души и жизни бедствующих. Наши соседи немцы прислали нам вагоны, груженные пищей для нашего спасения. Конечно, вы, наши братья, плоть и кровь, милосердные сыны милосердных, если вы не поможете нам, кто же тогда нас спасёт? Я подписываю эти строки в слезах. Официальный правительственный раввин для еврейских колоний в Екатеринославской губернии. Яков Брук. Мой адрес - Мариуполь, Екатеринославской губернии, посол раввина Брука в еврейской колонии Графской Колония Нечаевка В среду 6 мая утром наши соседи русские крестьяне напали на нас, как разъярённые голодные волки. Сначала жителям колонии Трудолобовка удалось сбежать от разбойников при помощи жителей Нечабы и Графского, а также некоторых немцев, которые поспешили им на помощь. Но когда мы увидели, что не можем противостоять им, мы бежали, чтобы спасти жизни своих близких. Затем погромщики ворвались в наши дома и разбили окна и двери, разбили духовки и забрали всю всю нашу собственность, а, также, наших лошадей, скот, все пахотные и уборочные орудия. Все, что они не взяли с собой, они уничтожили. Они разрушили до основания магазины, десять свитков Торы и множество книг, которые они разорвали на клочья, и бросили их на землю и растоптали. Они забрали Священный Ковчег и кафедру. То, что нам удалось спасти от злодеев и мы сами мы спрятались в немецкой колонии Маренфельд, примерно в семи верстах от нас. Они вернулись в четверг, всё разграбили, и нам едва удалось спастись от смерти. Мы вынуждены бежать ночью (мужчины, женщины, дети и старики) около десяти верст в колонию Вильнер, где мы нашли попечителя, пришедшго для нашей защиты. Благодаря властям, которые сделали все возможное, чтобы укрывать нас, а также жителей деревень, которые стояли на страже и не позволяли тем, кто жаждал убийства покинуть свои деревни. Также священники достойны похвалы, потому что они также стояли на нашей защите, проповедовали мораль бандитам и предупреждали их о том, чтобы они не совершали преступлений. Напишите «Хамелиц» на памятнике, чтобы не забыть о делах жителей деревни и священников и правительственных чиновников (хотя я не знаю их имен), и пусть издатели русских еврейских периодических изданий копируют эти слова благодарность, исходящая из глубины сердца. Пусть те христиане, которые нас хорошо знают, знают, что Израиль не забудет всех, кто преуспеет для него. Так, говорите сердцу наших братьев, чтобы помиловать несчастных среди нас, которые сидят на земле в развалинах своих домов без хлеба или одежды. Волосы были бы отбелены от всех, кто пришел, чтобы увидеть этот переворот. Также министр, ответственный за все еврейские колонии (попечитель), г-н Ковалевский плакал и горько стонал, когда он пришел к нам в гости. Также, в колонию № 4 (Межиречь, рядом с Гуляйполем) ворвались разъярённые злодеи, жаждущие крови. В колонии Кобильных они выбросили из окна уже мёртвого человека, и другие такие же страшные. И когда мы спросили у соседей, которые всегда жили с нами в мире: « Почему вы так поступаете со своими соседями? Мы, простые труженники земли, как братья, жили с вами, мы же вам нравились, мы не сделали вам никакого зла, мы не посягнули на ваши границы, ничем не навредили вам, не сделали ничего плохого. Какой злой дух поселился в ваших душах и побудил превратиться из друзей во врагов? И они просто ответили, что им повелел какой-то правитель, который прошел через все деревни, чтобы совершить это против евреев. Было бы правильно, чтобы лидеры Израиля в столице должны были просить наше могущественное правительство оказать нам помощь в тяжкие времена. Мы крестьяне; мы не занимаемся торговлей, плодом труда наших рук мы зарабатываем скудные средства к существованию. Как мы сможем возродить наши души, если все будет разграблено, и у нас нет ничего, кроме наших тел и нашей земли? Если правительство не поспешит к нам на помощь, кто знает, что произойдёт в конце концов. Ведь укрывательство нас поможет спасти нас от голода. Только лишь правительство может улучшить нашу ситуацию, чтобы спасти наши жизни и укрепить наши руки, чтобы могли, как и презжде, добывать хлеб насущный из земли. Пишу дрожащей рукой и рыдая. Иона, сын преподобного ZZ. Klafа. 19 мая 1881.. Ха-Мелиц или Хамелиц былa первой еврейской газетой в Российской империи. Онa был основанa Александром Зедербаумом в Одессе в 1860 году. (Извлечен и переведен из газетных экземпляров Хаимом Фридманом).
II Волна погромов: 1903-1906
Октябрьские погромы (1905-1906) Количество погромов возросло в период первой русской революции 1905 г. А пик насилия пришелся на октябрь 1905 года, после того как 17 октября 1905 г. был опубликован царский Манифест, даровавших политические права и гражданские свободы. Манифест вызвал ликование и воодушевление среди прогрессивных слоев общества. Сотни людей с красными флагами вышли на улицы, проходили массовые митинги и манифестации. Монархисты, “истинные патриоты”, черносотенцы противостояли революционным действиям и призывали к расправе над интеллигенцией, студентами, жидами. От слов и призывов переходили к делу. Драки, массовые беспорядки перерастали в еврейские погромы. Так называемые "октябрьские" погромы произошли в Киеве, Житомире, Одессе, Белостоке и многих-многих других городах и местечках.
III Волна погромов на Украине: 1919-1923
Погромы описываемого периода резко отличаются от предшествующих погромов царского периода целым рядом характерных штрихов. Прежние погромы происходили в мирной обстановке, спокойно и тщательно подготовлялись царской охранкой, проводились в жизнь с некоторой опаской и оглядкой на цивилизованную Европу, где антисемитизм имеет скрытую форму. Погромы производились с таким расчетом, чтобы это не наносило серьезного ущерба торговле и промышленности и не нарушало нормального течения жизни. Основная цель погромов была политическая: нужно было терроризовать еврейское население с целью отвлечь его пролетарские элементы от революционного движения и в то же время с той же целью возбудить чувства национальной розни и затемнить классовое самосознание еврейских и русских трудящихся масс. Такие погромы разыгрывались, как по нотам: все было заранее рассчитано и предусмотрено; исполнителями, или, в крайнем случае, застрельщиками, являлись всегда переодетые полицейские и шпики, черносотенцы и профессиональные хулиганы. Власть действовала скрыто: она только дирижировала и подавала сигналы к началу и прекращению погромов, при чем в нужную минуту беспорядки немедленно прекращались, и громилы так же внезапно исчезали, как и появлялись. Совершенно иную картину представляли собою погромы описываемого периода: здесь власть не только организует, но и активно проводит эти погромы вооруженной силой. Мало того: еврейские погромы являются даже непременной частью военно-стратегической программы. Что это именно так, в этом убеждает нас целый ряд строго по-военному организованных погромов, о которых речь будет впереди; об этом же свидетельствуют многочисленные официальные объявления, приказы, прокламации, бюллетени и др. печатные материалы, пропитанные ядом безграничной ненависти к еврейскому народу без различия классов и групп. Само собой понятно, что при таких условиях уже самый характер, размеры и темп погромов резко отличаются от предшествующих: здесь мы уже сплошь и рядом встречаемся не только с грабежами, но и с массовым истреблением еврейского населения, происходящим в различных местах в разных вариантах. В одних случаях происходит поголовное истребление еврейского населения на дому при помощи ручных гранат и холодного оружия (как напр., в Елисаветграде, Проскурове, Умани и др.). В других случаях убивают одних только глав семейств (напр., в колонии Трудолюбовке и др.). Далее, вырезывается поголовно одно только мужское население без различия возраста (Тростинец и др.). Наконец, во многих местах убивают женщин, стариков, детей и больных, т.-е. всех тех, кто менее способен укрыться или убежать. Но что особенно поражает в погромах описываемого периода, так это методичность, невозмутимость и хладнокровие, с которыми палачи проделывают свои величайшие жестокости и злодеяния. Погромщики в сознании полной безнаказанности совершают свое кровавое дело, не спеша, со спокойствием и деловитостью обычных повседневных занятий. Убийства совершаются обыкновенно холодным оружием, колющим или режущим; огнестрельное же оружие или разрывные снаряды употребляются лишь в исключительных случаях. До убийства или во время самого убийства применяются утонченные и жестокие пытки с целью издевательства над несчастной жертвой, а иногда и с целью вымогательства. Чтобы понять характер издевательства палачей над беспомощными жертвами, достаточно указать, что в самые трагические моменты, когда кругом льется кровь и валяются груды трупов, а оставшиеся в живых и ожидающие своей горькой участи оглашают воздух нечеловеческими, безумными воплями, - в это самое время палачи и убийцы, выродки рода человеческого, поют и играют, упиваются горем и страданием своих жертв, заставляютэтих несчастных петь и плясать, выполнять унизительные приказы и задания и т.п. Что касается методов физической пытки, то следует отметить, во-первых, наиболее часто применявшееся, особенно деникинцами, прижигание огнем наиболее нежных органов, затем идет примерное повешение, с многократным извлечением из петли, далее следует медленное удушение веревкой, отрезывание отдельных членов и органов - носа, ушей, языка, конечностей и половых органов; выкалывание глаз, выдергивание волос из бороды, жестокая порка и избиение нагайками до полусмерти. Последние три вида пытки особенно широко применялись поляками в Белоруссии. Наконец, петлюровцами и бандитами еще практиковалось потопление в реках и колодцах, сожжение и погребение заживо... К числу пыток можно также отнести массовые насилия над женщинами, чаще всего - над подростками и совсем малолетними девочками, при чем все это цинично совершалось на глазах родителей и близких родственников. Несчастная жертва переходила в таких случаях из рук в руки, нередко тут же испуская дух. Выжившие от этой муки обыкновенно заболевали тяжкими венерическими болезнями и часто кончали самоубийством. Изнасилование особенно часто применялось деникинцами и нередко принимало характер массового бедствия, как, напр., в Екатеринославе, Киеве и других городах. Островский З.С. Еврейские погромы 1918-1921гг. Издание: Издательство Акц. общество "Школа и книга". Москва, 1926. Тираж 5000 экз.